За работу с больничными отвечает работодатель, а не работник

| статьи | печать

Первый кассационный суд общей юрисдикции в Определении от 29.05.2023 № 88-15130/2023 признал незаконным увольнение работника, который в день увольнения взял больничный, но не сообщил об этом работодателю.

Суть дела

Работник в начале апреля 2022 г. получил уведомление о предстоящем сокращении. В последний день работы, 14 июня 2022 г., он почувствовал себя плохо и обратился в поликлинику, откуда был госпитализирован в больницу. В больнице он дал информированное добровольное согласие на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа и на обработку персональных данных, о чем ему пришло оповещение на портале «Госуслуги». В этот же день, 14 июня 2022 г., электронный лист нетрудоспособности был загружен больницей в систему электронного документооборота «Контур-Экстерн» с указанием периода временной нетрудоспособности работника. О своей болезни работник работодателю не сообщил.

Работодатель, не зная о болезни работника, уволил его 14 июня 2022 г. в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата).

Работник посчитал увольнение незаконным. Он обратился в суд с требованием о восстановлении на работе, взыскании невыплаченной заработной платы, заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Решения судов

Суд первой инстанции не нашел каких-либо нарушений со стороны работодателя и признал увольнение законным. Он признал несостоятельными доводы работника о нарушении работодателем установленного трудовым законодательством запрета увольнения в период временной нетрудоспособности, поскольку работник злоупотребил правом и не сообщил работодателю о своем заболевании и нахождении на больничном.

Апелляционный суд с решением суда первой инстанции не согласился. Он признал необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в день увольнения работодатель не имел сведений о временной нетрудоспособности работника, поскольку электронный больничный лист был 14 июня 2022 г. загружен в систему электронного документооборота «Контур-Экстерн».

Как разъяснялось в информационном письме ФСС России, с 1 января 2022 г. основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является электронный листок нетрудоспособности, в связи с чем работодателям необходимо обеспечить их прием и оплату, а также информировать своих сотрудников по вопросам получения электронных больничных. Работники, имеющие подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги», получают информационные сообщения о своих электронных листках нетрудоспособности, а также могут узнать всю необходимую информацию об этих листках и их оплате в личном кабинете получателя услуг. В письме также было обращено внимание на новый сервис электронного взаимодействия с ФСС России для работодателей — «Социальный электронный документооборот», с помощью которого возможно осуществление взаимодействия с ФСС России в электронном виде как для получения информации об электронных листках нетрудоспособности, так и в работе в рамках проекта «Прямые выплаты». Следовательно, ответственность за организацию работы с электронными листками нетрудоспособности возложена на работодателей и не могла быть расценена как злоупотребление правом со стороны работника за несообщение работодателю о предоставлении ему электронного листка нетрудоспособности.

Учитывая, что нетрудоспособность работника фактически наступила в последний его рабочий день, факт наличия нетрудоспособности подтвержден выданным в тот же день листком нетрудоспособности, суд пришел к выводу, что работодателем нарушены положения ст. 81 ТК РФ, содержащей запрет на увольнение работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности.