Цифровой рубль. Теперь и в Налоговом кодексе РФ?

| статьи | печать

Продолжается настройка законодательства на новую технологическую реальность, которая неизбежно затрагивает и налоговую сферу. 20 июня 2023 г. в Госдуму был внесен проект федерального закона, который предполагает изменение положений Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), обусловленное введением цифрового рубля. Концепция цифрового рубля была разработана Центральным банком РФ (Банком России) в 2021 г.1 по результатам обсуждения консультативного доклада Банка «Цифровой рубль» (2020 г.). Банк России будет эмитентом цифровых рублей (цифровой рубль — обязательство Банка России).

Если говорить в целом, то, конечно, обращение к проблеме создания цифрового рубля — дань цифровизации, которая охватила не только нашу страну. В феврале 2022 г. на сайте Правительства РФ была опубликована Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют, где отмечалась важность интеграции механизма оборота цифровых валют2 в финансовую систему и приводились следующие данные: российскими гражданами открыто более 12 млн криптовалютных кошельков на сумму около 2 трлн руб.

Следует отметить принципиальное отличие цифровых валют центральных банков от цифровых валют (криптовалют), подобных биткоину.

Согласно ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль, денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.

Статья 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ о цифровых финансовых активах, цифровой валюте содержит запрет для юридических лиц, личным законом которых является российское право, а также физлиц, фактически находящихся в России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, на принятие цифровой валюты в качестве встречного предоставления за товары, работы, услуги. Причем требования лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите лишь при условии информирования ими о фактах обладания ею и совершения сделок или операций с данной валютой в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Заметим, что Банк России на протяжении длительного времени выступает против легализации криптовалют как средства платежа (исключение составляют международные расчеты). В феврале 2023 г. председатель Банка России Э.С. Набиуллина, отметив, что Центробанк по-прежнему против использования криптовалют на внутреннем рынке, указала на готовность допустить их для экспортных расчетов3.

При всей «созвучности» терминологии относить цифровой рубль к цифровым валютам, обращение которых, как мы выше упомянули, столь ограничено, — неверно. Так же как неверен и другой распространенный «миф». Как мантра повторяется в документах и публикациях в СМИ, что цифровой рубль, эмитируемый Банком России, — третья форма российской национальной валюты и использоваться он будет наравне с наличными и безналичными рублями. Мало кто обращает внимание, будучи очарованным идеей «троицы» — рубль наличный, безналичный, цифровой, —что Банк России аккуратно делает сноски под такого рода сообщениями: «термин „форма денег“ используется в экономическом контексте». Именно в «экономическом», поскольку с позиции права цифровой рубль — все те же известные нам безналичные денежные средства, правда, со своими особенностями.

Создание прототипа платформы цифрового рубля было завершено в декабре 2021 г.4 В 2022 г. Банк России и 13 российских банков пилотировали прототип платформы. Банки технически подключились к платформе, доработали веб-интерфейсы и мобильные приложения, были «опробованы» основные операции (открытие и закрытие кошельков, их пополнение, переводы между кошельками). Такого рода проектные работы, которые идут и сейчас, позволили получить более отчетливое представление о технических аспектах проекта, что должно позитивно сказаться на разработке законодательства.

В Госдуму поступили три проекта федеральных законов, призванные интегрировать цифровой рубль в российское законодательство: проекты федеральных законов № 270852-8, № 270838-8, № 384598-8. Законопроекты связаны между собой, и их содержание не является константой — тексты проектов по мере работы с ними изменяются. Так, можно заметить, что ко второму чтению законопроект, вносящий изменения в ГК РФ, расстался с понятием «цифровой кошелек».

В НК РФ вводится понятие «счет цифрового рубля» (ст. 11), под которым предлагается понимать счет, открытый оператором платформы цифрового рубля на основании договора счета цифрового рубля.

Изменения в НК РФ направлены, в частности, на то, чтобы, учитывая цифровую реальность, сделать возможным обращение взыскания не только на привычные нам безналичные денежные средства, но и на цифровые рубли. Это вполне логично. Обладатели цифрового рубля не должны быть поставлены в условия иные, в том числе в плане приостановления операций по счетам, нежели обладатели рублей в привычной нам «доцифровой» форме.

Кроме того, предусмотрены изменения, устанавливающие право налоговых органов требовать от оператора платформы цифрового рубля документы, подтверждающие факт списания со счета цифрового рубля налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ. В законопроекте прописаны обязанности оператора платформы цифрового рубля в связи с осуществлением налогового контроля, а также его ответственность за несоблюдение таких обязанностей.

Предлагаемые дополнения п. 3 ст. 149 НК РФ предусматривают освобождение от налогообложения НДС открытия и ведения счета цифрового рубля организаций и физлиц; осуществления переводов (перечислений) денежных средств с использованием платформы цифрового рубля. В целях НДФЛ разработчики полагают возможным установить в качестве даты фактического получения дохода день перечисления дохода на счет цифрового рубля налогоплательщика либо по его поручению на счета цифрового рубля третьего лица (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). Для целей налога на прибыль организаций устанавливается порядок признания доходов и расходов при использовании цифровых рублей (изменения в ст. 271, 272 и 273 НК РФ). Масштабность проекта выпуска цифрового рубля потребует дальнейшей комплексной настройки налогового права.


  1. https://cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept_08042021.pdf.
  2. http://static.government.ru22.
  3. https://www.interfax.ru/business/885688.
  4. https://www.cbr.ru/press/event/?id=12685.