Как добиться синергии спроса и предложения в импортозамещении

| статьи | печать

Почти половина отечественных предприятий сегодня остро нуждаются в российском оборудовании и комплектующих из-за внешних санкций. При этом 65% компаний располагают потенциалом для выпуска импортозамещающей техники и продукции. Чтобы соединить «два берега одной реки», нужно активнее использовать цифровые поисковые сервисы, увеличивать льготное финансирование, вводить упрощенные схемы госзакупок и, конечно, снижать налоги.

Сегодня только 25% промышленных предприятий располагают отечественным оборудованием и комплектующими, не уступающими по своим качествам зарубежным аналогам, показало исследование ВШЭ, проведенное по итогам 2022 г. — первой половины 2023 г.

Лучше всего обстоит дело с наличием российской техники и необходимых компонентов для производства на предприятиях, занятых добычей нефти и природного газа, где доля обеспеченных компаний составляет 90%.

В обрабатывающей промышленности среди счастливых обладателей достойной российской техники выделяются компании, производящие химические вещества (35%) и транспортные средства (30%).

Минимальное количество отечественного оборудования используют фирмы, занятые выпуском текстильных изделий, мебели, лекарственных средств и материалов, автотранспорта, а также компании деревообработки.

В условиях жестких санкций 22% предприятий вынуждены закупать критически важные компоненты производственного процесса за счет параллельного импорта. Данную процедуру сложной считают 54% опрошенных «капитанов бизнеса» против 35% руководителей, у которых она не вызывает проблем.

Труднее всего параллельный импорт в обрабатывающей индустрии дается полиграфическим компаниям (80%), а также предприятиям, производящим компьютеры, электронные и оптические изделия (72%), автотранспортные средства (70%), лекарственные препараты (70%), электрическое оборудование (64%).

Спрос, безусловно, есть…

На этом фоне не удивительно, что около половины отечественных промышленных компаний готовы замещать импортные поставки российским оборудованием и комплектующими. В частности, 45% руководителей производств отмечают высокую потребность в отечественном оборудовании, сопоставимом по своим характеристикам с иностранной техникой, 32% испытывают среднюю надобность и только 10% в нем не нуждаются.

Наибольшую потребность в конкурентоспособной российской технике и продукции испытывают угледобывающие предприятия (85%) и отраслевые сервисные компании (84%).

В обрабатывающем секторе наибольшую востребованность «нашенского» оборудования и комплектующих отмечают предприятия, занятые производством текстиля (61%), химических продуктов (56%), пищевых изделий (55%), одежды (54%) и лекарственных средств (50%).

Вместе с тем на промышленных предприятиях пока возможен преимущественно фрагментарный отказ от импортных составляющих в производственном процессе в ближайшей перспективе.

Более 60% руководителей полагают, что в течение одного — трех лет смогут лишь частично отказаться от зарубежного оборудования, комплектующих, сырья и т.д.

Отрадно, что предпринимателей с противоположным мнением в три раза меньше (18% топ-менеджеров считают отказ невозможным). Среди подотраслей обрабатывающей промышленности наиболее негативные настроения сложились на текстильных предприятиях (39% руководителей здесь считают невозможным отказ от импорта), бумаги и бумажных изделий (34%).

…способность производить тоже

Оценки «директорского корпуса», полученные в рамках опроса «Вышки», показывают, что 65% отечественных компаний располагают потенциалом для выпуска импортозамещающей техники и компонентов.

Более детальное распределение мнений топ-менеджеров свидетельствует, что 25% предприятий находятся на максимальном уровне способности выпускать импортозамещающую продукцию, 27% — на средней ступени и 13% — на низкой. Треть промышленных фирм пока не имеют такой возможности.

Абсолютными лидерами по уровню потенциала для выпуска импортозамещающей продукции являются производители лекарственных средств и материалов, 50% которых дают ему высокую оценку и 33% — среднюю.

В топе рейтинга также находятся компании, выпускающие машины и оборудование (40%), электрическую технику (35%), резиновые и пластмассовые изделия (34%), автотранспортные средства и прицепы (33%), а также компьютеры, электронные и оптические изделия (30%).

Что мешает им встретиться…

Несмотря на очевидный запрос нашего бизнеса на отечественные технологии и большое число компаний, способных активно заниматься их импортозамещением, доля ввозимого из-за рубежа оборудования и комплектующих составляет в промышленном комплексе порядка 40%.

Самым распространенным барьером, который мешает многим предприятиям успешно заниматься импортозамещением, как показало специальное исследование Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), стало отсутствие его стратегии.

В 57,3% компаний стратегия импортозамещения реализуется без утверждения формализованного документа. В форме утвержденного руководством плана она существует в четверти опрошенных предприятий. Разработать свою стратегию импортозамещения планируют пока лишь 13,4% организаций.

Если говорить о проблемах, с которыми столкнулись компании уже при воплощении стратегических планов в жизнь, то главной стало элементарное отсутствие российских аналогов импортной техники. Об этом сообщили 80% участников опроса бизнес-объединения. Более двух третей предприятий (65,8%) уверены, что отечественные аналоги импортного оборудования уступают по качественным характеристикам иностранным вариантам.

Важная деталь: около 60% компаний заявили, что на данный момент нет единого каталога оборудования и товаров российского производства, отсутствует система их сопоставимости по качественным характеристикам, причем это касается закупок всех видов продукции.

…а что поможет

Восполнить недостаток информации можно с помощью цифровых информационных сервисов и площадок в области импортозамещения. Наиболее популярной среди них сейчас стала Государственная информационная система промышленности (ГИСП), которую выбрали 69,4% компаний.

Остальные электронные площадки оказались гораздо менее востребованы: в два раза реже предприятия используют собственные корпоративные информационные системы и региональные структуры импортозамещения.

К сервису «Импортозамещение 2.0» обращаются около пятой части организаций. Менее 10% предприятий ищут информацию в каталоге НОСТРОЙ.

Наиболее эффективной мерой господдержки компаний в нелегком деле импортозамещения, по мнению более двух третей участников опроса РСПП, стало предоставление льготных кредитов и займов.

Введение упрощенных схем государственных закупок отечественной продукции или иных преференций при процедурах с использованием национальных стандартов назвали востребованной мерой 42,2% топ-менеджеров.

Примерно столько же компаний (39,2%, разница 3 п.п. укладывается в статистическую погрешность) отметили, что эффективным может стать снижение фискальной нагрузки в части налога на прибыль. Снижение страховых взносов поможет достичь заветной цели, согласно ответам 36,1% организаций.

Следующие четыре меры поддержки — возмещение части затрат покупателям пилотных партий, создание промышленных кластеров, снижение административной нагрузки, предоставление статуса единственного поставщика при госзакупках — необходимы по оценке четверти опрошенных «капитанов бизнеса».

Возможность получения поддержки за счет промышленной ипотеки отметила только десятая часть организаций, что, вероятно, объясняется недавним запуском данного механизма.

Следует подчеркнуть, что подавляющая часть (94%) предприятий, активно занимающихся импортозамещением, одновременно стремятся повысить производительность труда.

В 35,4% компаний утверждена стратегия или иной документ, который регламентирует всю работу, нацеленную на повышение производительности. Четверть организаций осуществляют проекты увеличения производительности труда пока без формализованного документа, но в будущем планируют его разработку.

Почти все опрошенные РСПП предприятия сообщили, что занимаются повышением квалификации своих сотрудников. В 84,1% организаций ведется работа, направленная на автоматизацию производства.

Три четверти компаний для повышения производительности труда используют инструменты корпоративной культуры, столько же предприятий практикуют институт наставничества. Широко распространена поддержка местных рационализаторов и изобретателей.

Таким образом, импортозамещение не только позволяет удовлетворить спрос других предприятий в отечественных технологиях и продуктах, но и подталкивает компании-производители к повышению эффективности своей работы. Как говорится, noblesse oblige.