Об особенностях поиска новых каналов экспорта обрабатывающими производствами

| статьи | печать

Впервые такой анализ Центр конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представил в рамках ежемесячного обзора «Композитные индикаторы экспортного климата обрабатывающей промышленности».

Проведенный АНО ИИЦ «Статистика России» по заказу НИУ ВШЭ опрос показал, что по итогам 2022 г. 36% промышленных предприятий находились в активном поиске новых экспортных каналов и только более 10% их нашли. Не сумели отыскать соответствующие рынки сбыта для своей продукции более четверти предприятий.

В обрабатывающей промышленности в максимально активном поиске каналов экспорта находились предприятия по производству мебели (отметили 57% респондентов), химических веществ и химических продуктов (52%), текстильных изделий (52%), одежды (50%), электрического оборудования (49%), кокса и нефтепродуктов (46%), автотранспортных средств, а также машин и оборудования (по 42%).

«Как показали результаты опроса, необходимость поиска новых рынков сбыта/каналов экспорта и импорта в приоритете 62% промышленных предприятий; для 36% — проблема отсутствует», — отмечает в обзоре Инна Лола, заместитель директора ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Она конкретизирует, что среди обрабатывающих производств наиболее острая потребность в развитии индустриального партнерства обозначена на предприятиях по производству электрического оборудования (отметили 85% респондентов), химических веществ и химических продуктов (78%), кокса и нефтепродуктов (77%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (74%), одежды и мебели (по 73%), лекарственных средств и материалов (70%). В добывающей отрасли предприятия по добыче угля и металлической руды (78 и 75% соответственно).

Эксперт ЦКИ констатирует, что в условиях текущей экономической конъюнктуры «география» экспорта промышленных предприятий России в 2023 г. определяется вектором активного развития связей прежде всего с партнерами государств — членов СНГ — более 50% руководителей производств указали на данный экспортный канал как ключевой в формирующейся экспортной повестке 2022—2023 гг. В обрабатывающей отрасли такое взаимодействие наиболее значимо для предприятий по производству прочих транспортных средств и оборудования, резиновых и пластмассовых изделий, текстиля, лекарственных средств и материалов, напитков, мебели (доля таких производств выше 60%).

Одновременно в числе особо привлекательных стран для производств с точки зрения наращивания деловых связей выступают страны Центральной Азии — отметили 28% руководителей предприятий. Страны ЕАЭС как будущие партнеры для предприятий актуальны для четверти респондентов.

Партнерство со странами БРИКС как потенциальными экспортными каналами рассматривалось только на 8% предприятий, в числе которых основную долю занимали производства по добыче металлической руды.

«Детализация оценок показала, что выход на взаимодействие с Китаем рассматривают более 10% руководителей предприятий, в числе которых особенный интерес сконцентрирован в добывающей промышленности», — замечает И. Лола.

В частности, данная тенденция особенно акцентирована в ответах респондентов, представляющих предприятия по добыче угля (57%), нефти и природного газа (45%). В обрабатывающей промышленности фокус на развитии внешнеэкономической деятельности с Китаем в большей мере важен для предприятий, занимающихся деревообработкой (42%).

Выход на рынок ЮАР предполагается только на 2% промышленных предприятий. Основное сотрудничество рассматривается в части экспорта российских фармацевтических товаров и одежды, заключает эксперт ЦКИ.

 

Потенциальные каналы экспорта промышленных предприятий в 2023 г., %

Объединение/страна

Значение

СНГ

52

Страны Центральной Азии*

28

ЕАЭС

25

Китай

11

БРИКС

8

ЮАР

2

* Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

Источник: ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ