Что нужно отразить в учетной политике организации на 2023 г.

| статьи | печать

Со следующего года вступает в силу ряд изменений в бухгалтерском и налоговом законодательстве. В связи с этим компаниям нужно актуализировать положения своей учетной политики.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Поэтому ежегодно заново составлять ее не надо. Но при необходимости в учетную политику нужно вносить изменения, обусловленные, в частности, изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету (п. 10 ПБУ 1/2008). Изменение учетной политики производится с начала отчетного года и оформляется организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации (п. 8, 10—12 ПБУ 1/2008).

Учетная политика для целей бухучета

С 1 января 2023 г. меняется порядок расчетов с бюджетом по налогам, сборам, страховым взносам. Их уплата будет производиться путем перечисления единого налогового платежа (ЕНП) на единый налоговый счет (ЕНС). А с него налоговики будут распределять все поступившие суммы в счет уплаты налогов, сборов и страховых взносов, пеней, процентов и штрафов. Подробнее об ЕНП и ЕНС смотрите «ЭЖ-Бухгалтер», № 28, 32 и 49, 2022.

Изменения в рабочий план счетов

В связи с введением ЕНП и ЕНС компаниям необходимо внести изменения в рабочий план счетов бухгалтерского учета, а именно добавить новый субсчет к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» (например, 68-ЕНП), на котором будут отражаться расчеты по ЕНП.

Начисления конкретных налогов нужно будет показывать в прежнем порядке на отдельных субсчетах к счету 68. Поэтому убирать эти субсчета из рабочего плана счетов не нужно.

Проводки при начислении налогов и перечислении ЕНП будут следующие: 

Дебет 20 (26, 44, 70, 90, 91, 99) Кредит 68-1 (68-2, 68-3 и т.д.)

— начислены конкретные виды налогов;

Дебет 68-ЕНП Кредит 51

— перечислен ЕНП;

Дебет 68-1 (68-2, 68-3 и т.д.) Кредит 68-ЕНП

— уплачены суммы начисленных налогов. 

С 1 января 2023 г. ПФР и ФСС России реорганизуются в Фонд пенсионного и социального страхования РФ путем присоединения ФСС России к ПФР. При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование будут исчисляться плательщиками страховых взносов в виде единой суммы (п. 6 ст. 431 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023 г.). В связи с этим в рабочий план счетов нужно ввести новый субсчет к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (например, 69-4). На нем будут отражаться начисление и уплата единой суммы страховых взносов: 

Дебет 20 (26, 44) Кредит 69-4

— начислена единая сумма страховых взносов;

Дебет 69-4 Кредит 68-ЕНП

— единая сумма страховых взносов уплачена в составе ЕНП.

Изменения по аренде

Приказом Минфина России от 29.06.2022 № 101н были внесены три изменения в ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

Так, в п. 4 ФСБУ 25/2018 понятие «организации государственного сектора» заменено на «организации бюджетной сферы». То есть согласно действующей редакции этой нормы стандарт по аренде не применяют организации бюджетной сферы. Отметим, что данное изменение носит технический характер и учетную политику никак не затрагивает. Оно приводит терминологию ФСБУ 25/2018 в соответствие с терминологией, применяемой в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно действующей редакции п. 9 ст. 3 этого закона организации бюджетной сферы — это государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами. В старой редакции этой нормы те же учреждения и органы (за исключением органов местной администрации) назывались организациями государственного сектора.

Второе изменение касается состава арендных платежей. В старой редакции п. 7 ФСБУ 25/2018 говорилось, что в состав арендных платежей включаются платежи (за вычетом подлежащих возмещению сумм НДС и иных возмещаемых сумм налогов). Согласно действующей редакции п. 7 ФСБУ 25/2018 в состав арендных платежей включаются платежи за вычетом сумм НДС. То есть теперь любой НДС, независимо от того, возмещается он или нет, в состав арендных платежей не входит. Поскольку этот порядок прямо предусмотрен в ФСБУ 25/2018, прописывать его в учетной политике не нужно.

Третье изменение затрагивает переоценку права пользования активом. Ранее, если предмет аренды по характеру его использования относился к группе основных средств, по которой арендатор принял решение о проведении переоценки, арендатор должен был переоценивать соответствующее право пользования активом (старая редакция п. 16 ФСБУ 25/2018). Новая редакция п. 16 ФСБУ 25/2018 предоставляет арендатору право выбирать, будет он в вышеописанной ситуации переоценивать право пользования активом или нет. Таким образом, в учетной политике нужно прописать, будет ли компания переоценивать право пользования активом, если предмет аренды по характеру его использования относится к группе основных средств, по которой арендатор принял решение о проведении переоценки.

Нематериальные активы

9 июля 2022 г. вступил в силу приказ Минфина России от 30.05.2022 № 86н, утвердивший ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы». Пунктом 2 этого приказа предусмотрено, что стандарт применяется начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 г. Но организация может принять решение о применении ФСБУ 14/2022 до указанного срока. Подробнее об основных положениях нового стандарта см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 26, 2022.

Если компания решила применять ФСБУ 14/2022 досрочно с 1 января 2023 г., в учетной политике нужно прописать:

  • стоимостной лимит, ниже которого активы не признаются нематериальными активами, а также как компания будет контролировать наличие и движение таких активов (п. 7 ФСБУ 14/2022);

  • порядок учета материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (в составе нематериального актива или отдельно от него) (подп. «и» п. 8, п. 14 ФСБУ 14/2022);

  • как компания будет контролировать наличие и движение не соответствующих признакам отнесения к нематериальным активам результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, в отношении которых у нее имеются исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на них (п. 9 ФСБУ 14/2022);

  • классификацию нематериальных активов по видам и группам (п. 12 ФСБУ 14/2022);

  • выбранный способ оценки нематериальных активов (по первоначальной или по переоцененной стоимости) (п. 15 ФСБУ 14/2022);

  • периодичность переоценки нематериальных активов и способ списания накопленной дооценки (в отношении нематериальных активов, учитываемых по переоцененной стоимости) (п. 21, 26 ФСБУ 14/2022);

  • способ и начало начисления амортизации (п. 38, 39 ФСБУ 14/2022);

  • переходные положения в связи с началом применения стандарта.

Капитальные вложения

Если компания решила досрочно с 1 января 2023 г. начать применять ФСБУ 14/2022, она должна также досрочно начать применять положения ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», касающиеся учета затрат в нематериальные активы, внесенные в ФСБУ 26/2020 приказом Минфина России от 30.05.2022 № 87н, и обязательные к применению начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 г. Подробнее об этих положениях см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 26, 2022.

Помимо положений, касающихся учета затрат в нематериальные активы, вышеуказанным приказом в ФСБУ 26/2020 были внесены и другие изменения. Компании также вправе применять их досрочно.

О досрочном применении изменений в ФСБУ 26/2020 нужно указать в учетной политике. Также в этом случае в учетной политике нужно будет прописать порядок распределения фактических затрат, связанных с осуществлением капитальных вложений в несколько объектов основных средств, объектов нематериальных активов (новый п. 14.1 ФСБУ 26/2020).

Учетная политика для целей налогообложения

В налоговом законодательстве появилось несколько поправок, вступающих в силу с 1 января 2023 г., которые могут повлечь внесение изменений в налоговую учетную политику.

Повышающий коэффициент 1,5

Согласно дополнению, внесенному в п. 3 ст. 257 НК РФ, при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, относящиеся к сфере искусственного интеллекта, налогоплательщик вправе учитывать указанные расходы с применением коэффициента 1,5.

Новой редакцией подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что расходы, связанные с приобретением права на использование по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям) программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта, могут учитываться в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Также с применением коэффициента 1,5 могут учитываться расходы при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта (новая редакция п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если у компании есть вышеперечисленные расходы, в учетной политике для целей налогообложения нужно прописать, будет она учитывать эти расходы с применением повышающего коэффициента 1,5 или нет.

Обратите внимание, в письме от 08.11.2022 № 03‑03‑06/1/108245 Минфин России пояснил, что вышеуказанные положения п. 1 и 3 ст. 257 НК РФ могут распространяться только на те объекты основных средств и нематериальных активов, которые будут введены в эксплуатацию начиная с 1 января 2023 г.

Повышающий коэффициент не более 3

Новыми подп. 5 и 6 п. 2 ст. 259.3 НК РФ установлено, что налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3:

  • в отношении амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Переходные ключи между кодами Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, содержащимися в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, и кодами Общероссийского классификатора основных фондов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности;

  • в отношении нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, за исключением нематериальных активов, срок полезного использования которых определен налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем вторым п. 2 ст. 258 НК РФ (нематериальные активы, указанные в подп. 1—3, 5—7 абзаца третьего п. 3 ст. 257 НК РФ, по которым налогоплательщик самостоятельно определяет срок полезного использования).

В письме от 08.11.2022 № 03‑03‑06/1/108245 Минфин России разъяснил, что специальный коэффициент к основной норме амортизации не выше 3 может применяться с 1 января 2023 г. только в тех отчетных (налоговых) периодах, в течение которых программы для электронных вычислительных машин и базы данных будут находиться в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. При этом его применение не зависит от даты ввода в эксплуатацию соответствующего объекта нематериального актива. Финансисты также указали, что поскольку применение указанного специального коэффициента к основной норме амортизации будет являться для налогоплательщика правом, то решение о его применении, а также конкретный размер соответствующего специального коэффициента к основной норме амортизации (в пределе, установленном Кодексом) должны быть отражены в учетной политике для целей налогообложения, утвер­ждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя на соответствующий налоговый период.