Корректировка Налогового кодекса: изменения затронут НДПИ, налог на прибыль, акцизы и другие налоги

| статьи | печать

Президент подписал Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 первой части Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (он опубликован). Введенные новшества затрагивают целый ряд налогов, в том числе: НДПИ, налог на прибыль, акцизы и другие. Поправки также внесены в другие законодательные акты. Об этих изменениях читайте в представленной статье. Также в другой статье этого номера («ЭЖ Бухгалтер», № 46, 2022) рассмотрены поправки в Налоговый кодекс, связанные с проведением СВО, с порядком уплаты налога на прибыль бывшим участником КГН и т.д.

Следует отметить, что для бюджета РФ данный законопроект — ключевой, поскольку в результате соответствующих нововведений бюджет будет получать более триллиона рублей дополнительных средств ежегодно. Принятые изменения затрагивают прежде всего предприятия добывающего сектора. Также заслуживает особого внимания уточнение временной льготы по прощению долгов перед иностранными кредиторами.

Повышение налогов для сырьевого сектора

Обращаем внимание, что действующая ставка НДПИ на природный газ (базовая ставка 35 руб. за тысячу кубометров) увеличивается на:

  • 134 руб. с января 2023 г. по июнь 2024 г. включительно;

  • 285 руб. в следующие 12 месяцев;

  • 305 руб. с июля 2025 г.

Размер поэтапного увеличения ставки НДПИ составляет 2—7% от текущей цены на газ для промышленности и населения. Для компенсации дополнительных затрат добывающих организаций с 1 декабря 2022 г. запланирована индексация тарифов на природный газ для населения и промышленности на 8,5%. Для «Газпрома» (предприятий — собственников единой системы газоснабжения) вводится отдельное повышение НДПИ на сумму 50 млрд руб. в месяц в период 2023—2025 гг.

Ставка налога на прибыль для производителей сжиженного природного газа (СПГ) в России, которые до конца 2022 г. экспортировали хотя бы одну партию СПГ на основании лицензии на экспорт, увеличится со стандартных 20% до 34% на период 2023—2025 гг. Налог в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ будет зачисляться по ставке 17% и 17% соответственно, при этом к региональной части может быть применена льготная ставка налога на прибыль, предусмотренная субъектом РФ для отдельных категорий налогоплательщиков.

Увеличится ставка НДПИ на нефть за счет корректировки коэффициента НБУГ на период 2023—2025 гг., который был введен для компенсации дополнительных расходов бюджета на выплату обратного акциза переработчикам нефтяного сырья, для всех предприятий нефтедобывающей отрасли.

Отметим, что к базовой ставке НДПИ на уголь устанавливается надбавка в размере 380 руб. за тонну на I квартал 2023 г., что позволит разово изъять в бюджет дополнительную сумму налога.

Порядок расчета обратного акциза изменяется в части расчета цены экспортной альтернативы бензина АИ-92, которая корректируется на дисконт цены нефти Urals. Если такой дисконт фактически превышает 20 долл. США за баррель, для целей расчета он будет ограничен значением 20 долл. США за баррель в период 2023—2025 гг., что приведет к сокращению размера поддержки для переработчиков нефтяного сырья.

По расчетам в связи с введением этих изменений за период 2023—2025 гг. доходы бюджета РФ увеличатся на 2 937 млрд руб.

Следовательно, нефтегазовая отрасль внесет наибольший вклад в формирование дополнительных доходов бюджета.

Новый акциз на сахаросодержащие напитки

С учетом поправок в Налоговом кодексе появится новый подакцизный товар — «безалкогольные сахаросодержащие напитки». С 1 июля 2023 г. производители будут уплачивать акциз при реализации указанных напитков, а импортеры — при ввозе напитков на территорию РФ. Ставка акциза установлена в размере 7 руб. за один литр. Вероятно, часть этой суммы будет переложена на потребителей. Под акциз попадут упакованные в потребительскую упаковку, изготовленные с использованием питьевой или минеральной воды напитки (кроме напитков, изготовленных в сфере общепита), в составе которых есть сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза) и (или) сироп с сахаром, и (или) мед и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 г на 100 мл напитка. При этом объемная доля этилового спирта в указанных напитках не должна превышать 1,2%.

К сведению! Согласно «ГОСТ 17527-2020. Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения» (введен в действие приказом Росстандарта от 02.10.2020 № 737-ст) потребительская упаковка — это упаковка, предназначенная для первичной упаковки продукции или образующая вместе с размещенной продукцией товарную единицу, реализуемую конечному потребителю.

Какие напитки не будут облагаться этим акцизом?

  • соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молоко, молочная продукция, кисели и (или) напитки на растительной основе, произведенные из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса и (или) продуктов их переработки, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в составе компонентов которых имеется двуокись углерода;

  • некоторая специализированная пищевая продукция;

  • некоторая алкогольная продукция, плодовые сброженные материалы, квасы с содержанием этилового спирта до 1,2 % включительно.

Прощение долга для налога на прибыль

Теперь рассмотрим, что произошло с временной льготой по налогу на прибыль по прощению долгов по займам. На этот раз законодатели существенно расширили эту льготу.

Разберем историю этого вопроса. Временная льгота была введена Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ и позволяла не признавать доход при прощении долгов по старым договорам займа с иностранными лицами. Далее применение льготы было существенно расширено Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ. При этом он ограничил ее по сумме: в исключение попали проценты, признанные ранее в расходах. Теперь данного исключения не будет и весь прощенный долг не попадет в доходы (и тело, и проценты).

С учетом поправок льгота будет выглядеть следующим образом: «в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств по договору займа (кредита), заимодавцем (кредитором) по которому на 1 марта 2022 года является иностранная организация (иностранный гражданин), в случае принятия решения о прощении долга такой иностранной организацией (иностранным гражданином) либо иностранной организацией (иностранным гражданином) или российской организацией (физическим лицом), получившей (получившим) право требования по такому договору займа (кредита) до 31 декабря 2022 года (в том числе процентов, учтенных в составе внереализационных расходов)». Сейчас уточнена формулировка про март: важно не то, что договор займа (кредита) заключен до 01.03.2022, а то, что заимодавец (кредитор) является иностранной организацией или гражданином на 01.03.2022. Обратите внимание на то, что поправка распространена на правоотношения, возникшие с 01.01.2022. Подытожим: в 2022 г. разрешено не облагать весь доход (и тело, и проценты) по прощенным иностранными кредиторами долгам (с некоторыми нюансами). Вместе с тем следует помнить о необходимости признать положительные курсовые разницы при погашении вашего обязательства, они могут составить существенную сумму.

Другие поправки

Законопроект вносит изменения в таможенное законодательство РФ. В частности, установлены дополнительные случаи, когда применение временного периодического, неполного и периодического декларирования может быть ограничено (например, при установлении вывозной таможенной пошлины или увеличении ее размера). Кроме того, законопроект расширяет полномочия правительства, которое может как снять установленные ограничения, так и ввести новые. Такой порядок декларирования, как правило, используется предприятиями в добывающих отраслях, металлургии, производстве минеральных удобрений и т.д. Он позволяет экспортерам платить пошлины по ставке на день подачи предварительной или неполной декларации, то есть до фактического вывоза товаров. Введение новых ограничений призвано предотвратить случаи, когда, применяя временное периодическое или неполное декларирование, экспортеры не платили экспортные пошлины или платили их в меньшем размере.

Также ко второму чтению в законопроект внесены поправки, касающиеся налогообложения в связи с принятием в РФ Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.