Антикризисные меры в госзакупках предусматривают расширение случаев закупок у единственного поставщика

| статьи | печать

В целях продления действия отдельных мер и оптимизации закупочных процедур в текущих экономических условиях Федеральным законом от 04.11.2022 № 420-ФЗ (далее — Закон № 420-ФЗ) были внесены существенные изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе). О том, что изменится в закупочной деятельности с принятием Закона № 420-ФЗ, «ЭЖ-Юрист» спросил у экспертов.

Мнение эксперта

Основная цель закона — обеспечение обороны и безопасности

Изначально поправки предполагались только в части вопросов, касающихся унификации механизмов изменения контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр с механизмами, предусмотренными положениями ст. 95 Закона о контрактной системе для контрактов в сфере строительства (п. 1.2, 1.3, 8 и 9 ч. 1), учитывая необходимость утверждения проектной документации для проведения работ по геологическому изучению недр.

В принятом Законе № 420-ФЗ данные изменения в ст. 95 Закона о контрактной системе сохранились, но после изменения экономической ситуации поправки были в значительной мере расширены и в законе появились положения, позволяющие осуществлять закупки у единственного поставщика и заключать контракты на оказание услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва.

Что касается этих изменений, то основная их часть касается уточнения и даже расширения перечня закупок у единственного поставщика.

Так, если ранее одним из оснований для проведения закупок у единственного поставщика было проведение закупок Минобороны России в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму (п. 56 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе), то в новой редакции Закона о контрактной системе помимо Минобороны России и его подведомственных учреждений такое право получили иные федеральные органы исполнительной власти, перечень которых утверждается правительством, подведомственные им государственные учреждения и государственные унитарные предприятия в целях проведения специальной военной операции.

При этом Закон № 420-ФЗ предусматривает, что до 31.12.2023 правительство может устанавливать дополнительные случаи применения закрытых способов осуществления закупок, информация о которых не будет размещаться в открытом доступе.

Принятый закон также предусматривает допустимость изменения существенных условий заключенного до 01.01.2024 контракта, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

По сути, изменения, которые были внесены Законом № 420-ФЗ, должны, с одной стороны, упростить процедуры проведения закупок, с другой — снизить информационную открытость при проведении таких закупок, в том числе для предотвращения возможного давления на поставщиков со стороны иностранных контрагентов, для поддержания необходимого уровня конфиденциальности при проведении закупок.

Внесенные изменения в законодательство о контрактной системе продолжают логику модернизации правовой системы под появляющиеся экономические вызовы, в том числе позволяют реализовывать полномочия координационного совета при правительстве в целях обеспечения возникающих потребностей.

Большинство мер, предусмотренных Законом № 420-ФЗ, носят временный характер и должны прекратить свое действие в конце 2023 г.

Мнение эксперта

В следующем году у регионов сохранится возможность осуществления закупок у единственного поставщика

Основная часть поправок касается закупок у единственного поставщика. Здесь особо стоит выделить продление возможности таких закупок по решению региона, крайне часто используемой в текущем году заказчиками по всей стране, что обусловлено отсутствием требования о формировании специального обоснования: фактически такие закупки можно проводить с любым предметом, на любые суммы, главное — акт региона. Равным образом регион самостоятельно устанавливает и порядок таких закупок.

Привлекательность данного основания для закупок у единственного поставщика также обусловлена и введенным летом 2022 г. мораторием на применение антимонопольных запретов в отношении таких закупок по ст. 15, 16, 17 Закона о защите конкуренции. При принятии решения о продлении данных послаблений ФАС России выказывала небезосновательные опасения, приводя статистику, отражающую, что часть подобных закупок проводится на высококонкурентных рынках.

Также продлены такие меры, как возможность изменения существенных условий контрактов в связи с наступлением непредвиденных обстоятельств. Здесь, так же как и в закупках у единственного поставщика, необходимо решение региона. Данная норма была введена еще во время пандемии, но используется заказчиками не столь активно, как показывает практика. В основном заказчики не могут согласовать соответствующие изменения, в том числе опасаясь претензий со стороны контролирующих органов в части необоснованности внесения изменения в контракт.

Еще на год продлена возможность не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта (за исключением контрактов с авансированием), что безусловно стоит признать значимой мерой поддержки поставщиков, поскольку это облегчает процедуру заключения контракта, нивелирует риски непринятия независимых гарантий (что на практике выступает нередким обстоятельством для спора между заказчиками и поставщиками), освобождает поставщиков от необходимости «замораживать» денежные средства на пе­рио­д исполнения контракта.