Как вести себя при вызове на допрос в налоговую инспекцию — учитываем рекомендации

| статьи | печать

Известно, что налоговые органы давно отказались от сплошных проверок. Но это никак не сказывается на эффективности контрольных мероприятий — собираемость налогов постоянно растет. Одним из действенных инструментов в работе налоговых инспекторов является допрос свидетелей. Отметим, что круг свидетелей никакими нормами законодательства не ограничен. Вопросы о том, что представляет собой процедура допроса и какие нужно учесть рекомендации, рассмотрены в данной статье.

Допрос свидетеля — это достаточно сложное мероприятие налогового контроля, при котором следует учесть много нюансов. Допрос является одним из основных методов получения информации, который используют сотрудники налоговых органов. Авторы постарались ответить на некоторые ключевые практические вопросы, которые чаще всего возникают у участников этой процедуры.

Кто может проводить допрос? Когда и где он может проходить?

Следует отметить, что проводить допрос могут должностные лица инспекции, а также сами инспекторы, которые получили задание на проведение этой процедуры. Такое часто бывает, когда проверку проводит не территориальный налоговый орган, а инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

Допрос также может проводиться сотрудниками органов внутренних дел, следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

Обратите внимание, что сотрудники налоговых органов не будут вызывать свидетеля в другой город. В этом случае работает процедура поручения о проведении допроса. Согласно этой процедуре налоговая инспекция направит поручение о проведении допроса в другую налоговую инспекцию по месту жительства налогоплательщика, и именно эта налоговая инспекция будет проводить допрос.

Следовательно, если свидетеля вызывают на допрос в другой город, ему необходимо напомнить о надлежащем порядке вызова на допрос.

При этом у налоговых инспекторов нет ограничений с точки зрения места проведения допроса. Он может быть проведен как в помещении налоговой инспекции, так и в офисе компании или по месту нахождения свидетеля (квартира, больница и т.д.). При этом не следует упускать, что основанием для допроса является повестка. Если налоговый инспектор предлагает провести допрос здесь и сейчас, не стоит идти у него на поводу.

Свидетелю нужно требовать у представителей налоговых органов официальную повестку. В ней должны быть зафиксированы дата, время и место предстоящего допроса.

Для многих налогоплательщиков проведение допроса сотрудников в офисе компании является предпочтительным, так как люди тратят свое время на дорогу в налоговую инспекцию, а привычная обстановка в офисе будет способствовать психологическому комфорту свидетеля. Чем меньше стресса испытывает свидетель, тем ниже вероятность недостоверных показаний.

Как свидетелю вести себя на допросе?

Есть несколько негласных рекомендаций поведения во время допроса в налоговой инспекции:

1. Свидетель должен сообщать только те факты и сведения, в отношении которых является первоисточником, только то, что непосредственно делал и видел сам. Личное мнение, предположения и слухи недопустимы, иначе они «перекочуют» в протокол допроса.

2. Свидетелю следует знать функционал, предусмотренный должностной инструкцией сотрудника. При формулировании ответов необходимо ориентироваться на должностные обязанности. Свидетелю не нужно бояться говорить: «Я не знаю, это не входит в мои должностные обязанности», «Я не помню, но могу уточнить по документам».

3. Свидетелю важно найти правильный баланс между «синдромом отличника», когда он старается ответить на все вопросы инспектора, даже если они не относятся к его ведению, и второй крайностью — ответом на все вопросы «я не знаю». Последняя ситуация вызовет у представителей налоговой инспекции подозрения, что свидетель что-то скрывает, и результаты такого допроса налогоплательщик объективно не сможет использовать в свою пользу.

Вопросы, которые сотрудники инспекции задают свидетелю во время допроса, обычно связаны с деятельностью организации и ролью сотрудника в компании, а также касаются взаимоотношений с контрагентами.

В последнее время сотрудники налоговых органов уделяют особое внимание внутригрупповым операциям. Их интересует, прежде всего, информация, связанная с конкретными обстоятельствами. Не исключено, что их заинтересует: кто конкретно принимал решение о совершении тех или иных сделок, особенности этих сделок, нестандартные операции налогоплательщика.

Нужно обратить внимание на составление протокола допроса

Протокол допроса делится на общую и содержательную части:

  • в общей части указываются Ф.И.О., дата рождения и паспортные данные свидетеля, данные о владении русским и иностранным языками. Свидетеля также попросят расписаться о том, что ему разъяснены его права и обязанности, что его предупредили о возможной ответственности;

  • в содержательной части протокола отражаются показания (должны быть занесены и вопросы, и ответы) свидетеля. По окончании допроса текст протокола должен быть предоставлен свидетелю для ознакомления, внесения замечаний и подписания.

Если вопросы сотрудника налоговой инспекции закончились, то это не повод расслабиться. В завершении допроса в протокол необходимо вносить замечания. Дело в том, что ответы свидетеля в ходе допроса записывает налоговый инспектор. Свидетель перед подписанием протокола допроса имеет право перечитать все, что записал с его слов представитель налоговых органов.

Если свидетель заметит, что его ответы искажены в протоколе, записаны не в полном объеме или не соответствуют смыслу, ему следует указать это. Для этих целей в документе предусмотрена специальная графа, в которой следует отразить замечания.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что свидетелю нужно проверить, что в протоколе допроса зафиксированы именно его показания, а не вольный пересказ его слов налоговым инспектором. Если на свидетеля оказывалось давление, это также необходимо фиксировать в замечаниях к протоколу допроса.

Что предпринять при «отказных» показаниях?

Сотрудники компании или контрагента, включая генерального директора, могут давать «отказные» показания. Они могут отрицать факты, имевшие место в действительности, стремясь избежать ответственности, или просто под давлением проверяющих. Особенно часто это происходит, если свидетели приходят на допрос без представителя или адвоката. Ведь бывают случаи, когда люди оказываются в новой для себя, стрессовой ситуации, им зачастую сложнее правильно отвечать на задаваемые вопросы. Обращаем внимание, что присутствие рядом на допросе опытного адвоката придаст уверенности. Адвокат поможет понять задаваемые вопросы, переведет вопрос с «налогового» языка на понятный язык и поможет ответить на вопрос правильно, не оговорив при этом ни себя, ни проверяемую компанию. Также адвокат не допустит давления на свидетеля во время допроса.

Если компания все же столкнулась с наличием «не очень хорошего» протокола допроса, то необходимо понять, можно ли объяснить мотивы «отказных» показаний заинтересованностью допрошенных лиц, найти документы, переписку и другие материалы, которые способны опровергнуть эти показания, пояснить суть и порядок сделок и т.д.

Если допрос кого-то из свидетелей прошел явно не по плану и при должной подготовке свидетель мог бы сообщить инспекции дополнительные сведения, которые помогут налоговой выяснить объективную картину произошедшего, нужно обязательно воспользоваться возможностью ходатайствовать о проведении повторного допроса. При отказе в повторном допросе со стороны налоговой есть возможность зафиксировать правдивые показания свидетеля в форме опроса адвокатом или нотариусом. В этих процедурах также есть свои нюансы, поэтому и здесь также не следует пренебрегать профессиональной юридической поддержкой.