Антимонопольное измерение параллельного импорта: юридические координаты для импортера

| статьи | печать

Почти шесть месяцев отдельные категории товаров в Россию ввозят по легализованной схеме параллельного импорта, что позволяет обходить запрет на поставку продукции непосредственно из страны-производителя. Можно констатировать, что в российском законодательстве сформировались законодательные основы для импорта. В материале рассмотрим некоторые практические предпосылки для современных тенденций, возникающих в антимонопольном законодательстве.

Правительство Российской Федерации утвердило перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подп. 6 ст. 1359 и ст. 1487 ГК РФ при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия (постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 № 506).

С принятием указанного постановления предприниматели получили право ввозить на территорию России импортную продукцию, при этом согласие правообладателей для этого не требуется. Даже если бренд больше не ведет деятельность на территории нашей страны, юридические лица или индивидуальные предприниматели могут перевезти через таможню маркированную продукцию.

На данный момент в перечень Минпромторга вошли несколько категорий, разрешенных к параллельному импорту:

  • лекарственные препараты, одежда и обувь;

  • бытовая и компьютерная техника, автомобили и автозапчасти;

  • парфюмерия и косметика, техническое оборудование и т.д.

Актуальный перечень можно посмотреть на официальном интернет-портале правовой информации (приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.04.2022 № 1532) (далее — перечень Минпромторга).

При этом не стоит путать это понятие с «серым» импортом или контрабандой. В данном случае поставки абсолютно легальны, просто товары приобретены не у производителя, а у официального дистрибьютора в другой стране, откуда завезены в Россию.

Проблема исчерпания права

Актуальность установления международного принципа исчерпания права в нашей стране возникла несколько лет назад и даже отражена в ст. 1487 ГК РФ и п. 5 постановления Конституционного суда РФ от 13.02.2018 № 8-П. Согласно выводам КС РФ не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

То есть еще тогда были разрешены изменения в действующем правовом регулировании. При этом выбор принципа исчерпания и выбор позиции относительно параллельного импорта оставался прерогативой федерального законодателя.

В связи с уходом из России иностранных брендов остро встал вопрос о принятии законодательных мер для поддержки российских предпринимателей. Достаточное насыщение внутреннего рынка было возможно только за счет ввоза продукции без согласия правообладателя. При этом к схеме параллельного импорта не следует прибегать, если есть разрешение от правообладателей на производство товаров соответствующей торговой марки на территории России.

На самом деле такая схема действует не только в России, но и во всем мире, базируясь на текущих рыночных, экономических, цифровых и правовых реалиях. Международный принцип исчерпания исключительного права действует в США, Сингапуре, Южной Корее и других государствах, но с определенными условиями и ограничениями.

Схемы ввоза импортного товара

Существуют международные правила торговли (например, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза), которые разрешают ввоз продукции без разрешения правообладателя. Решение о необходимости получения разрешения на импорт принимаются внутри страны, на территорию которой данный товар завозят.

Более того, во всем мире активно применяются две схемы ввоза импортного товара.

Международный режим. Правообладатель продает продукцию первому покупателю, например оптовой компании. Он становится первым звеном торговой цепочки и получает право продажи во всех странах. С этого момента производитель больше не определяет судьбу реализованной продукции.

Национальный режим. При перевозе груза через границу необходимо предоставить разрешение от правообладателя. Он перестает определять судьбу продукции только после прохождения таможни.

Иначе говоря, при национальном режиме существует риск ограничения бизнеса и монополизации рынка, поскольку правообладатель самостоятельно рассчитывает цену, выбирает площадки для реализации, определяет маркетинговую стратегию. Это выгодно крупным производителям с широким охватом рынка.

При международном режиме правообладатель конкурирует с продавцами, что способствует сохранению конкуренции и удержанию цен. В данном случае выигрывает малый и средний бизнес, конечные потребители.

Если правообладатель вернется на российский рынок, он будет вынужден продавать свои товары вместе с другими продавцами. Запретить им реализовывать маркированную продукцию или устанавливать условия продажи он не имеет права. Вернуться к прежнему формату ведения деятельности можно будет только с разрешения Минпромторга, который исключит конкретные позиции из списка.

Требования к товару на таможне при параллельном импорте

Поставщики должны выполнить четыре условия, чтобы ввезти груз на территорию России в случае отсутствия разрешения от правообладателя (Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»):

  • категории продукции входят в перечень Минпромторга, разрешенный к параллельному импорту;

  • импортер предоставляет все документы на товар (в том числе подтверждающие безопасность и качество товара). При необходимости — провести лабораторные исследования;

  • товар является оригинальным, не является контрафактом или подделкой;

  • импортер легально приобрел товар за границей, подтверждением чего может выступать предоставление всей цепочки договоров поставок.

Если хотя бы одно из условий не выполнено, товар признается контрафактом, а на импортера заводят дело об уголовном или административном правонарушении.

Также в рамках таможенного оформления необходимо подать таможенную декларацию с сопутствующими документами, заплатить пошлину, НДС и таможенный сбор. Перечень обязательных документов и размер пошлин зависит от кода ТН ВЭД.

Даже если другие страны запретили продавать отдельные группы товаров на территории России, по российским законам продажа продукции недружественных стран разрешена. Например, США запретили экспорт в нашу страну предметов роскоши, однако российские предприниматели могут приобрести их за границей и перевезти через границу. Полностью запретить продажу в России могут только в условиях договора с поставщиками.

Правила маркировки

В соответствии с подп. 3.1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» маркировка DataMatrix в 2022 г. является обязательной для ряда категорий товаров. К ним относятся табачная продукция, обувь, фотоаппараты, парфюмерия, автомобильные шины, одежда и текстиль, молочная продукция (распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р).

Легализация параллельного импорта не снимает с импортеров обязанности по соблюдению маркировки. Они должны наносить коды на этикетки, передавать необходимые данные о ввезенных партиях товаров1.

Реализация ввезенных по схеме параллельного импорта товаров происходит через онлайн-кассу. Так товар выводится из оборота, а его путь к конечному покупателю полностью отслеживается.

Таким образом, обеспечивается качество и безопасность импортных товаров. Они должны соответствовать согласованным нормативам и иметь соответствующие сопроводительные документы.

Примеры из антимонопольной и судебной практики

Следует отметить, что на практике проблема легализации параллельного импорта возникла не сейчас.

Например, в одном из дел, рассмотренных комиссией ФАС, была такая ситуация. Импортеры закупали маркированные автозапчасти и сопутствующие товары по договоренности с официальными дилерами в Европе и ОАЭ. Независимые импортеры подавали запросы на получение разрешения на ввоз продукции. Однако правообладатели им отказали, что стало поводом для обращения в ФАС.

Как отметила комиссия ФАС России в своем решении от 18.09.2020 по делу № 1‑14‑164/00‑08‑18, заявители сослались на необоснованность бездействия ответчика, выражающегося в нерассмотрении обращений о получении согласия на ввоз указанных автомобильных запчастей, маркированных товарными знаками.

Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что действия компании по ограничению ввоза приобретенных у находящихся за пределами территории Российской Федерации дилеров правообладателя легально произведенных автозапчастей и автокомпонентов, маркированных принадлежащими ответчику товарными знаками, иными лицами имеют целью увеличение своей прибыли за счет ограничения доступа потенциальных конкурентов на товарный рынок.

Данные действия противоречат принципам добропорядочности, разумности и справедливости и в целом противоречат индивидуальным, коллективным и публичным правам и законным интересам участников гражданского оборота.

Таким образом, в процессе проверки были выявлены признаки недобросовестной конкуренции (ст. 14.8 Закона «О защите конкуренции»).

При рассмотрении дела Комиссия ФАС России исходила из следующего:

  • к акту недобросовестной конкуренции приравнивается любой акт конкуренции, не соответствующий честным обычаям в промышленных и торговых делах (п. 2 ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, заключена в г. Париже 20.03.1883);

  • недобросовестная конкуренция — это действия, направленные на получение преимуществ, которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, а также могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (п. 9 ст. 4 Закона «О защите конкуренции»).

Комиссия ФАС отметила, что правоотношения, связанные с ввозом автозапчастей и автомобильных компонентов зарубежного производства, маркированных товарными знаками, урегулированы положениями части IV Гражданского кодекса Российской Федерации. Статьей 1487 ГК РФ установлено, что не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

С учетом данной нормы, пришла к выводу комиссия, реализация различными организациями легально приобретенного товара, маркированного товарным знаком производителя-правообладателя, не является нарушением исключительных прав. В то же время в случае, когда товары зарубежного производства приобретены на территории иных государств непосредственно у производителя или его представителей, для получения права ввоза такого товара на территорию РФ и его реализации необходимо разрешение правообладателя (заключение лицензионного договора).

При этом правообладатель обязан соблюдать общеправовые принципы реализации прав и свобод, в частности добросовестность при их осуществлении и недопустимость злоупотребления ими (п. 2 постановления КС РФ от 13.02.2018 № 8-П).

В пункте 5 постановления от 13.02.2018 № 8-П КС РФ раскрыл особенности рассмотрения вопроса о допустимости параллельного импорта. Так, конфликт интересов правообладателя товарного знака и импортера товаров, на которых он размещен, должен разрешаться с учетом оценки как частных, так и публичных интересов сторон. Соответственно, отдельные ограничения применения антимонопольного законодательства не могут интерпретироваться и применяться как полностью выводящие коллизию интересов правообладателей товарных знаков и иных участников правоотношений по поводу товаров, на которых размещены соответствующие товарные знаки, и связанную с этим возможность оценки поведения сторон как недобросовестного из-под действия механизмов обеспечения баланса конституционно значимых ценностей (п. 5 постановления КС РФ от 13.02.2018 № 8-П).

Компания обжаловала предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, в судебном порядке. Однако Арбитражный суд г. Москвы решением от 13.12.2017 по делу № А40-159212/17‑122‑1403 отказал в признании предписания ФАС России недействительным. Впоследствии компания отказалась от иска в апелляционной инстанции.

Аналогичный спор возник в конце 2020 г.

В ФАС России поступили заявления импортеров о недобросовестной конкуренции со стороны ряда иностранных правообладателей. Неправомерность действий компании при использовании товарного знака, изобразительных товарных знаков, по мнению заявителей, выразилась в том, что зарубежными компаниями — правообладателями отдельным российским компаниям предоставляется статус официального дилера, имеющего эксклюзивное право ввоза продукции под соответствующими товарными знаками и их последующей реализации по завышенным ценам. В то время как иные лица, в том числе импортеры, оказались лишены такого права, что приводит к получению необоснованных преимуществ и угрожает состоянию конкуренции на рынке автомобильных автозапчастей.

В указанных действиях были усмотрены признаки недобросовестной конкуренции (ст. 14.8 Закона «О защите конкуренции»), в связи с чем компании было выдано предупреждение.

По результатам рассмотрения дела комиссией ФАС России было принято решение, в соответствии с которым действия компании по необоснованному ограничению ввоза оригинальных автомобильных запчастей, маркированных товарными знаками, приобретенных за пределами территории Российской Федерации, признаны нарушающими ст. 14.8 Закона «О защите конкуренции» (решение комиссии ФАС России от 11.09.2020 по делу № 1‑14‑163/0008-18).

Считая свои права нарушенными, компания обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России о признании незаконными решения и предписания.

При рассмотрении дела суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными решения и предписания антимонопольного органа, поскольку оспариваемые решение и предписание приняты антимонопольным органом в рамках его компетенции с соблюдением норм закона и не нарушают права и законные интересы компании, в связи с установлением в действиях компании признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Также суд отметил, что рассматриваемые действия правообладателя (отказ в рассмотрении по существу запросов импортеров, отсутствие юридически определенной процедуры получения и рассмотрения обращений от заинтересованных лиц) свидетельствуют о создании препятствий при ввозе оригинального товара независимыми импортерами и в конечном счете об отсутствии намерения взаимодействовать с потенциальными конкурентами и обеспечивать процедуру выдачи согласия на ввоз товара третьими лицами (постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.06.2022 по делу № А40-222446/2020‑144‑1667).

Таким образом, ФАС России и до введения санкций несколько лет поддерживала идею предоставить независимым российским импортерам право ввоза оригинальных товаров на территорию России без согласия правообладателя. Поэтому параллельный импорт в данной ситуации помог решить давно назревшую проблему.

Резюме: плюсы и минусы для потребителей

Ассортимент товаров заметно вырос. Если раньше крупные производители самостоятельно составляли перечень востребованной продукции для российских потребителей, то теперь можно купить позиции, предназначенные для жителей других стран.

Возможно, инструкции на русском языке в комплектацию не войдут. Риск ввоза в страну контрафактной продукции низкий, но все же есть. Теперь производители не следят за тем, проходят через таможню оригинальные товары или подделки. Эту функцию выполняют продавцы.

И хотя по закону сложностей с гарантийным обслуживанием у потребителей возникнуть не должно, обращаться они вынуждены к продавцам, а не к производителям. На практике некоторые покупатели техники сталкиваются с отказами авторизованных сервисных центров, которые находят множество причин признать случай негарантийным. Дело в том, что по закону они обязаны сделать ремонт в определенный срок, а поскольку нужных деталей в наличии нет, они рискуют не успеть выполнить свои обязательства.

Поэтому целесообразно делать дорогостоящие покупки в проверенных магазинах, которые дорожат своей репутацией.


1 https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!otmena_otvetstvennosti_za_parallelnyy_import_ne_povli....