Масло вместо нефти. Экспорт сельхозпродукции может догнать поставки за рубеж черного золота

| статьи | печать
Масло вместо нефти. Экспорт сельхозпродукции может догнать поставки за рубеж черного золота

Экспорт продукции российского АПК в нынешнем году, по оценке Минсельхоза, вырос на 17% и к концу года достигнет 40 млрд долл. При таких темпах роста лет через пять-шесть он сравняется с поставками за рубеж сырой нефти (порядка 100 млрд долл.). Государство поддерживает производство и экспорт сельхозпродукции: обеспечивает льготное финансирование, обучение и маркетинговую поддержку. Бизнес-сообщество просит не направлять все бюджетные средства в крупные компании и не забывать о средних и малых хозяйствах.

Отечественный Агропромышленный комплекс (АПК) последние годы демонстрирует устойчивый рост производства продукции, весомая часть которой отправляется за рубеж. Экспорт продуктов АПК вырос с 7,1 млрд долл. в 2010 г. до 37,1 млрд долл. в 2021 г., или в восемь раз.

В нынешнем году, по оценке замминистра сельского хозяйства Сергея Левина, к началу сентября отрасль увеличила экспорт на 17%.

«Экспорт масложировой продукции вырос на 29%, мясной, молочной продукции — более чем на 20%, — отметил г-н Левин. — Все наши крупнейшие покупатели нарастили закупки российской аграрной продукции в этом году. Поставки в Турцию, например, увеличились почти на 30%, в Китай — на 27%, в Индию — выросли более чем в два раза».

Отличную динамику показывает российская рыбная промышленность. «Нет сомнений, что и в 2022 г. мы полностью насытим внутренний рынок, а также сможем и далее развивать экспортный потенциал», — подчеркнул глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев на V Международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге.

В прошлом году экспортные поставки рыбы и рыбопродуктов направлялись в 58 государств, в 2022 г. — уже в 60. Объем экспорта за семь месяцев 2022 г. в натуральном выражении превысил 1,1 млн т, что почти на четверть больше, чем годом ранее.

Динамика и география российского экспорта продукции АПК, по мнению руководства Минсельхоза, говорят о том, что при планировании федерального экспортного проекта были верно определены приоритетные направления с упором на перспективные рынки Азии, Африки и Ближнего Востока.

«Рост экспорта наблюдается несмотря на серьезные трудности для внешней торговли в целом, возникшие из-за введения неправомерных санкций со стороны недружественных государств. В первую очередь финансовых и логистических ограничений, ограничений на работу наших портов и транспортных компаний», — считает Сергей Левитин.

Для смягчения негативного эффекта этих санкций правительство приняло ряд мер, нацеленных на поддержку производителей и экспортеров сельхозпродукции. Так, на этой неделе Кабинет министров принял решение о возможности пролонгации ранее привлеченного льготного инвестиционного кредита на строительство новых тепличных комплексов с 12 до 15 лет.

Начиная со следующего года аграриям можно будет компенсировать 20% затрат на строительство или модернизацию цехов по производству кормов для ценных видов лосося и осетров. Кроме того, с 20 до 50% увеличится размер возмещения части затрат на создание или обновление селекционно-семеноводческих комплексов.

Федеральный центр развития экспорта продукции АПК «Агроэкспорт» предоставляет сельскохозяйственным компаниям, поставляющим свою продукцию за рубеж, целый спектр полезных услуг. Центр помогает определить перспективные рынки сбыта в результате комплексного анализа (объема импорта и экспорта, уровня конкуренции и цен на продукцию и т.д.).

По заказу компаний «Агроэкспорт» может определить характеристики требований страны-импортера с указанием процедур получения разрешительных документов и выбрать оптимальный маршрут поставки, что особенно важно в условиях новых логистических коридоров.

«Дальнейшее развитие экспорта продукции АПК возможно на основе совместных усилий государственных органов, институтов поддержки экспорта и, конечно же, бизнеса, — уверен Сергей Левитин. — Особенно важно повысить эффективное взаимодействие на региональном уровне».

Мировой опыт показывает, что успех сопутствует именно тем странам, где производители, экспортеры и государство действуют совместно за рубежом, обеспечивая необходимый объем и ритмичность поставок, а также общими усилиями инвестируют в инфраструктуру и мероприятия по продвижению своей продукции на территории ключевых стран-импортеров.

Важным фактором успешной бюджетной поддержки сельского хозяйства должно стать ее распространение на всех участников отрасли, а не только на крупные агрохолдинги. Для этого нужно создать условия для получения бюджетных вливаний средним и малым бизнесом.

«Почему простому фермеру нелегко получить кредит? Потому что ему не хватает залоговых активов, которые интересны банку, — комментирует ситуацию бизнес-омбудсмен Борис Титов. — Для решения этой проблемы можно воспользоваться успешным опытом других стран».

В Бразилии, например, залогом для банка может служить будущий урожай. Правда, и кредитор получает удовлетворение своих интересов очень быстро: суд обязан принять решение по изъятию предмета залога не дольше чем за 48 часов.

В ЮАР залогом служит фьючерсный контракт на урожай, который еще даже не посеян. При этом банк принимает гораздо более активное участие в самом производственном процессе, контролируя агротехнологии. Результаты говорят сами за себя: за несколько лет ставки кредитования в стране упали, поскольку снизились риски. А ЮАР в целом превратилась из импортера в экспортера кукурузы на мировой рынок.

Наконец, государство, по словам г-на Титова, должно стимулировать создание на селе сети заготовительных контор и пунктов. Причем надо базы хранения строить за счет государства, с последующим их выкупом кооперативами. А параллельно необходимо вести работу с людьми — разъяснять, учить, передавать позитивный опыт.