В России может появиться принудительное лицензирование объектов авторского и смежного права

| статьи | печать

В последнее время в отношении Российской Федерации, граждан и компаний Российской Федерации часть иностранных правообладателей, а также находящихся под их контролем российских юридических лиц без какого-либо обоснования отозвали выданные лицензии на объекты авторских и смежных прав — кинопроизведения, компьютерные программы, музыкальные коллекции, литературные и другие произведения, а также перестали осуществлять лицензирование новых объектов авторских и смежных прав. Во избежание подобных рисков предлагается предусмотреть возможность принудительного лицензирования в отношении объектов авторских и смежных прав. О том, как будет работать данный механизм, читайте в нашем материале.

Депутат Госдумы внес на рассмотрение нижней палаты Федерального Собрания законопроект с изменениями «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (№ 184016-8, далее — законопроект). А именно предлагается дополнить его новой статьей 13.2 «Принудительное лицензирование в отношении объектов авторских и смежных прав».

Как отмечает разработчик, такое лицензирование должно способствовать предотвращению системных рисков при соблюдении интеллектуальных прав, возникающих вследствие введения иностранными правообладателями ограничений на объекты интеллектуальных прав.

Принудительное лицензирование планируется использовать:

  • в случае необоснованного расторжения иностранным правообладателем или его российским представителем лицензионного договора;

  • в отношении объектов авторского и смежного права, которые ранее не использовались на территории Российской Федерации.

Принудительное лицензирование возможно и сейчас, но в отношении изобретений, полезной модели или промышленного образца

Гражданским законодательством предусмотрен механизм принудительного лицензирования. Он реализован в отношении изобретений, полезной модели или промышленного образца (ст. 1362 ГК РФ). Вопрос о предоставлении заинтересованному лицу права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу, решается в судебном порядке (ст. 1239 ГК РФ).

Сейчас применение принудительного лицензирования изобретения или промышленного образца возможно, если:

  • изобретение или промышленный образец не используется либо недостаточно используется патентообладателем в течение четырех лет со дня выдачи патента, а полезная модель — в течение трех лет со дня выдачи патента, что приводит к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке;

  • патентообладатель отказался от заключения с этим лицом лицензионного договора на условиях, соответствующих установившейся практике.

В этом случае любое лицо, желающее и готовое использовать такие изобретение, полезную модель или промышленный образец, вправе обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование на территории Российской Федерации изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Данный механизм предлагается использовать и в отношении объектов авторских и смежных прав по аналогии со ст. 1362 ГК РФ.

Необоснованное расторжение лицензионного договора будет поводом для принудительного лицензирования

В соответствии с предлагаемыми поправками российский лицензиат получит право обращения в суд с иском к иностранному правообладателю о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование объекта авторских и смежных прав на территории Российской Федерации, если в период осуществления недружественных действий иностранный правообладатель:

  • в одностороннем порядке полностью или частично отказался от лицензионного договора о предоставлении права использования объекта авторских и смежных прав по основаниям, не связанным с нарушением российским лицензиатом своих обязательств по такому договору;

  • предпринял действия, затрудняющие осуществление российским лицензиатом предоставленного ему права использования такого объекта в установленных договором пределах;

  • отказ либо действия правообладателя приводят к недоступности на территории Российской Федерации соответствующего объекта или иных объектов авторских и смежных прав, созданных с его использованием, а также товаров, в которых выражен такой объект.

Периодом осуществления недружественных действий признается период осуществления иностранными государствами и (или) международными организациями недружественных действий, в том числе выражающихся во введении политических, экономических и (или) иных санкций и (или) других ограничительных мер в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации и (или) российских юридических лиц.

Данный порядок не будет применяться в случае расторжения лицензионного договора по основаниям, предусмотренным ст. 450 ГК РФ.

Лицензирование объектов авторского и смежного права, которые ранее не использовались на территории РФ

Если иностранный правообладатель откажется от заключения с российской организацией лицензионного договора на объект авторских и смежных прав, которые не используются на территории Российской Федерации в период осуществления недружественных действий, то она может обратиться в российскую организацию по управлению правами на коллективной основе. Именно ей в этом случае предоставлено будет право обратиться в суд с иском к правообладателю о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование на территории Российской Федерации соответствующего объекта.

Если иные лица, желающие использовать объект авторских и смежных прав, на который предоставлена лицензия, обратятся в российскую организацию по управлению правами на коллективной основе, то она будет обязана предоставить такую лицензию на условиях, определенных решением суда.

В аналогичном порядке может быть предоставлена принудительная лицензия в отношении и объекта смежных прав.

Размер вознаграждения и пределы доказывания

В суде именно правообладатель должен будет доказать, что его отказ либо действия были обусловлены уважительными причинами. Если он этого не сделает, то суд примет решение о предоставлении лицензиату указанной лицензии и об условиях ее предоставления.

При необоснованном отказе правообладателя от договора суд при установлении размера вознаграждения будет ориентироваться на стоимость лицензии, ранее установленную лицензионным договором.

Если же объект авторского и смежного права ранее не использовались на территории РФ, то при установлении размера вознаграждения за предоставление лицензии суд будет ориентировать на стоимость лицензии при сравнимых обстоятельствах. При этом методику определения соответствующей цены установит Правительство Российской Федерации.

В этом случае суд примет решение о предоставлении лицензии и об условиях ее предоставления, если правообладатель не докажет, что отказ от заключения лицензионного договора был обусловлен уважительными причинам.

Что нужно будет указать в исковом заявлении?

В исковом заявлении необходимо будет указать предлагаемые условия предоставления принудительной лицензии, в том числе пределы использования объекта авторских и смежных прав, размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения.

В случае отказа иностранного правообладателя от лицензионного договора (или от его заключения) к исковому заявлению также нужно будет приложить:

  • заключение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав, подтверждающее недоступность объекта авторских и смежных прав на территории Российской Федерации;

  • заключение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере информационных технологий, в случае если таким объектом является программа для ЭВМ или база данных.

Когда действие принудительной лицензии может быть прекращено

Принудительная лицензия может быть прекращена в судебном порядке по иску правообладателя в случае, если:

  • обстоятельства, обусловившие предоставление такой лицензии, перестали существовать;

  • правообладатель заключил с российским лицом лицензионный договор о предоставлении права использования объекта авторских и смежных прав на территории Российской Федерации.

Срок и порядок прекращения принудительной лицензии и возникших в связи с ее получением прав будет определяться судом.

Обратная сила закона

Разработчик предлагает распространить действие новой статьи на правоотношения, возникшие с 24.02.2022.

Поправки также будут применяться к обязательствам, срок исполнения по которым наступил после 23.02.2022, в том числе к обязательствам, возникшим из договоров, которые были заключены до 24.02.2022.

Комментарий эксперта

Рассматриваемым законопроектом предлагается закрепить уже известный праву интеллектуальной собственности институт принудительной лицензии, однако в отношении новых объектов — авторских и смежных прав. Ранее такая возможность была установлена ст. 1362 ГК РФ только для изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Примечательно, что автор законодательной инициативы предлагает внести изменения не в основной текст четвертой части ГК РФ, а в Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ о введении ее в действие (ст. 13.2.), определяющей в большей степени вопросы действия законодательства об интеллектуальной собственности во времени и предоставленных ранее прав на ее объекты. Тем самым подчеркивается вынужденный, но временный характер вводимого механизма принудительного лицензирования. 

Предлагаемая новелла закономерна и ожидаема в текущих условиях и принятого в связи с ними «санкционного» законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В силу известных политических событий часть иностранных правообладателей из недружественных стран, а также находящихся под их контролем российских юридических лиц, без какого-либо обоснования отозвали выданные лицензии на объекты авторских и смежных прав – кинопроизведения, компьютерные программы, музыкальные коллекции, литературные и другие произведения, а также перестали осуществлять лицензирование новых объектов авторских и смежных прав. Речь идет, например, о таких крупных компаниях, как The Walt Disney Company, Netflix, Sony Pictures, приостановивших свою деятельность в России. 

Из-за таких действий иностранных правообладателей широкий круг произведений науки, литературы и искусства, цифрового контента стал недоступным на территории Российской Федерации. Более того, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, ограничение доступа к таким объектам повлекло колоссальные убытки для российского бизнеса, который развивал инфраструктуру распространения контента – кинотеатры, цифровые платформы, и для учреждений культуры, которые создавали новые произведения – например, театральные постановки на основе литературных произведений зарубежных авторов. 

Необоснованный отзыв и непредставление лицензий негативно сказывается и на сохранении института интеллектуальной собственности в стране, способствует развитию пиратства и нелегальному потреблению контента, ограничивает доступ граждан к научным и культурным ценностям.

По этой причине и в целях нивелирования таких неблагоприятных последствий действие рассматриваемой нормы предлагается установить с обратной силой, а именно: распространить ее на все правоотношения, возникшие с 24.02.2022, а также на обязательства, срок исполнения по которым наступил после этой даты. 

Законопроектом устанавливается судебный порядок принудительного лицензирования объектов авторских и смежных прав. Для получения лицензии необходимо соблюсти ряд требований. Помимо указания в исковом заявлении предлагаемых условий принудительной лицензии, включая ограничения на использование объекта авторских прав, размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения, нужно будет доказать, что соответствующий объект авторских или смежных прав (а также иные объекты авторских и смежных прав,  созданные с его использованием, или товары, в которых выражен такой объект) стал полностью недоступен на рынке. Недоступность объекта на рынке планируется подтверждать заключением уполномоченного федеральный органа. 

Данный механизм предлагается применять в двух разных случаях.
 
Первый — полный или частичный отказ от договора правообладателя из недружественных стран или лица, находящегося под его влиянием, а также осуществление действий, затрудняющих российской стороне использование соответствующих объектов. Этот случай не связан с нарушением российским лицензиатом своих обязательств по лицензионному договору. Механизм будет исключать возможность получения лицензии при расторжении договора по согласию сторон или при выводе правообладателем своего продукта на российский рынок с участием другого лицензиата и позволит использовать объекты авторских и смежных прав на ранее согласованных с правообладателем условиях. 

Во втором случае — если объекты авторского и смежного права ранее не использовались на территории Российской Федерации — обратиться в суд для получения принудительной лицензии сможет любая организация по управлению правами на коллективной основе. При наличии других лиц, желающих получить такую лицензию, данная организация обязана будет предоставить такую лицензию на условиях, определённых решением суда. 

Если правообладатель не сможет доказать, что отказ от лицензионного договора либо действия, препятствующие использованию объектов авторских или смежных прав, обусловлены уважительными причинами, суд примет решение о предоставлении лицензиату указанной лицензии с установлением ее стоимости не ниже ранее согласованной, что позволит исключить ущемление прав иностранного правообладателя. 

Прекращение действия принудительной лицензии будет также осуществляться судом по заявлению правообладателя, если обстоятельства, обусловившие предоставление такой лицензии, перестанут существовать, и правообладатель заключит с российским лицом лицензионный договор на объекты авторских или смежных прав.