Реклама в интернете. Что изменится для тех, кто рекламирует товары или услуги, а также для рекламных агентств?

| статьи | печать

Роскомнадзор начнет контролировать рекламу, размещенную в интернете. Рекламодателям и рекламораспространителям придется отчитываться в Роскомнадзор. Причем перечень сведений, которые нужно передать, весьма объемный. Придется передавать информацию о количестве показов рекламы, о сроке размещения рекламы, об аудитории, об условиях договора между рекламодателем и рекламораспространителем и т.д. Кроме того, до публикации рекламы нужно будет получить специальный идентификатор рекламы.

С 01.09.2022 начнут применяться положения о контроле за интернет-рекламой. Дело в том, что с этой даты вступит в силу Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“» (далее — Закон № 347-ФЗ). Рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных данных должны будут передавать в Роскомнадзор сведения о рекламе в интернете. При этом рекламу придется промаркировать.

На кого распространяются новые требования?

Новые требования Закона № 347-ФЗ затронут всех, кто размещает рекламу в интернете:

  • рекламодатели — это изготовители, продавцы товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования или содержание рекламы, то есть лица, которые заказывают рекламу;

  • рекламораспространители — это лица, которые распространяют рекламу (например, рекламное агентство). Также к рекламораспространителям, которые должны отчитываться перед Роскомнадзором, отнесли владельцев социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторов распространения информации в интернете, включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторов поисковых систем;

  • операторы рекламных данных — владельцы программ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в интернете, уполномоченных Роскомнадзором вести учет рекламы в интернете и предоставлять информацию об этом в Роскомнадзор. Сведения об операторах рекламных данных будут содержаться в специальном реестре (ч. 7 ст. 18.1 Закона о рекламе). Порядок ведения этого реестра утвержден приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 № 62 «Об утверждении Порядка ведения реестра операторов рекламных данных». Скорее всего, в реестр операторов рекламных данных попадут Яндекс, VK и некоторые другие компании.

Все эти лица должны будут предоставлять в Роскомнадзор информацию о рекламе или обеспечивать ее предоставление. Все они будут нести ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации (ч. 3, 11 ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в новой редакции, далее — Закон о рекламе).

При этом некоторые рекламодатели смогут не отчитываться перед Роскомнадзором, если они обладают исключительным правом на объекты рекламирования или являются изготовителями или продавцами товаров, информацию о рекламе которых обязаны предоставлять рекламораспространители, операторы рекламных систем в рамках исполнения договорных обязательств. То есть рекламодатель может поручить обеспечить процесс передачи данных по договору другому лицу. Об этом указано в постановлении Правительства РФ от 25.05.2022 № 948 «Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ рекламу <…>». Также в нем предусмотрены критерии отнесения компаний к лицам, которые теперь обязаны отчитываться о рекламе в интернете.

Еще один нюанс — операторы социальной рекламы не должны будут отчитываться в Роскомнадзор (ч. 4 ст. 18.1 Закона о рекламе).

Как маркировать рекламу?

Реклама, распространяемая в интернете, должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и сайт или страницу сайта, содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы. Исключение составляет реклама, размещенная в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в интернете (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе).

Распространение рекламы интернете допускается при условии присвоения оператором рекламных данных рекламе идентификатора. Таким идентификатором является уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в интернете рекламы и учета информации о такой рекламе (ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе). Получается, что перед тем, как опубликовать рекламу, нужно получить у оператора рекламных данных специальный идентификатор (токен).

Требования к идентификатору рекламы, его содержанию, порядок и сроки его присвоения, размещения при распространении рекламы в интернете, хранения и предоставления в Роскомнадзор будут установлены отдельно.

Какие сведения будет собирать Роскомнадзор?

Роскомнадзор будет учитывать, хранить и обрабатывать сведения о рекламодателе, рекламораспространителе, операторе рекламной системы, являющихся российскими или иностранными юридическими лицами, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также сведения о рекламе, в том числе непосредственно рекламу. Перечень такой информации содержится в распоряжении Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р.

Исключение составят следующие сведения:

  • о рекламе о собственных товарах рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных данных, распространяемой ими или лицами, входящими в одну группу лиц с ними, посредством ее направления на адреса электронной почты, а также в виде электронных сообщений группам пользователей (то есть о рекламных рассылках можно будет не сообщать в Роскомнадзор);

  • о рекламе, которая распространяется в составе телепрограмм и телепередач, радиопрограмм и радиопередач без изменений по сравнению с наземным эфирным вещанием, спутниковым вещанием, кабельным вещанием, а именно в той же последовательности, форме и объеме, в которых такая реклама распространяется или была ранее распространена.

О рекламе нужно будет передавать следующие сведения:

1. Общее описание объекта рекламирования на русском языке.

2. Основной тип рекламной кампании в интернете, определяемый исходя из:

  • стоимости, равной произведению количества действий потребителей рекламы, определенных рекламодателем, и стоимости одного действия потребителя рекламы;

  • стоимости, равной произведению количества показов рекламы потребителям рекламы и стоимости одного показа;

  • стоимости, равной произведению количества фактов доступа (переходов) потребителей рекламы к информации об объекте рекламирования или самому объекту рекламирования и стоимости одного факта доступа;

  • иного типа рекламной кампании в интернете, в том числе связанного с особенностями формирования ее стоимости.

3. О средствах распространения рекламы в интернете (сайт, страница сайта, информационная система, программа для электронных вычислительных машин), а также о рекламных системах (при использовании рекламной системы).

4. Об объемах и распределении показов рекламы, а также о фактах доступа, об объемах показов рекламы и фактов доступа (при наличии) с использованием рекламных систем и распределении таких показов рекламы и фактов доступа (при наличии) между рекламными системами.

5. О форме распространения рекламы, включающей все типы баннеров, текстовый или текстово-графический блок, все типы видеороликов, аудиозаписи, аудио- или видеотрансляции в прямом эфире.

6. Срок размещения рекламы или дата начала рекламной кампании в случае размещения рекламы в составе авторских произведений в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи.

7. Параметры аудитории рекламы с учетом пола, возраста, территории проживания, иных социально-демографических параметров дифференциации (при наличии такой информации).

8. Информация о договоре между рекламодателем и рекламораспространителем, оператором рекламной системы, их представителями и посредниками на распространение рекламы в интернете и оказание услуг (работ) с использованием рекламной системы, иное посредничество в их интересах в целях распространения или организации распространения рекламы в интернете.

Кому и как отправлять отчетность о рекламе?

В поправках предусмотрено, что информацию о рекламе в интернете можно будет передавать в Роскомнадзор через оператора рекламных данных (ч. 3, 5 ст. 18.1 Закона о рекламе). Правила взаимодействия всех участников с Роскомнадзором установлены в постановлении Правительства РФ от 28.05.2022 № 974 «Об утверждении Правил взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций <…>».

Пока не предусмотрен порядок и формы передачи сведений в Роскомнадзор. Установлено только, что нужно будет получить доступ к личному кабинету на сайте Роскомнадзора и получить электронную подпись.

Где будут храниться все переданные данные о рекламе?

Для хранения будет работать единая информационная система учета рекламы в сети Интернет. Кратко эта система называется ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы (пока не запущена). Отвечать за ее работу будет Роскомнадзор. При этом у ФАС России и ФНС России будет доступ ко всем сведениям, связанным с рекламой в интернете (ч. 15 ст. 18.1 Закона о рекламе).

Роскомнадзор будет хранить полученные данные не менее пяти лет (ч. 13 ст. 18.1 Закона о рекламе).

Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных данных, рекламные посредники, операторы рекламных данных будут вправе получить доступ к информации, размещенной ими (в том числе через операторов рекламных данных) или в отношении них в информационной системе учета рекламы в порядке, установленном Роскомнадзором (ч. 14 ст. 18.1 Закона о рекламе).

Что будет грозить за нарушение требований?

Пока специальная ответственность за немаркировку рекламы в интернете или за непредоставление отчетности Роскомнадзору не установлены. Скорее всего, накладывать штрафы будут по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе). В ней предусмотрен штраф для граждан в размере от 2000 до 2500 руб., для должностных лиц — от 4000 до 20 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.