Годовой рост кредитования предприятий и населения продолжает замедляться

| статьи | печать

Эксперты Банка России констатируют, что снижение кредитных ставок ограничило продолжающееся сокращение спроса на кредитование. Поддержку кредитованию оказали расширение механизмов льготного кредитования нефинансовых организаций и смягчение условий кредитования по ипотеке с господдержкой.

В очередном информационно-аналитическом комментарии о ликвидности банковского сектора и финансовых рынках эксперты регулятора отмечают, что в отдельных сегментах кредитования ставки продолжали снижаться в апреле, несколько более выраженно в мае и, по оперативным оценкам, в июне. Мягкая риторика денежно-кредитной политики и понижение ключевой ставки способствовали снижению котировок на денежном рынке и прогнозных оценок по ключевой ставке банковскими аналитиками, что уменьшило стоимость банковского фондирования — базовой компоненты кредитных ставок. Снижение кредитных ставок при этом в зависимости от срочности операций было неоднородным и меньшим относительно изменения ключевой ставки, чем при подстройке к ужесточению денежно-кредитной политики в I квартале.

Ставки по кредитам в апреле для нефинансовых организаций на срок до одного года снизились на 3,50 п.п. до 15,20%, а на срок от одного года — умереннее, на 0,25 п.п., до 12,90%. Снижение ставок обусловлено удешевлением заимствований для крупных заемщиков, в том числе из-за льготного кредитования системообразующих организаций.

Ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса в апреле не отреагировали на смягчение денежно-кредитной политики, что авторы комментария связывают со сформировавшимися пониженными кредитными ставками в сегменте за счет использования программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Спред ставок по кредитам МСП к кредитным ставкам нефинансовым организациям до распространения субсидированных программ составлял около 2,5 п.п. по кредитам до одного года и около 1,5 п.п. по кредитам свыше года, а с марта — c расширением льготного кредитования — сокращался, в том числе достигая отрицательных значений.

Ставки по кредитам нефинансовым организациям в мае и, по оперативным оценкам, в июне снижались более выраженно, чем в апреле, в том числе в результате появления новых механизмов стимулирования производства и инвестиций и запуска расширенной программы льготного кредитования малых и средних предприятий. Ставки по кредитам в мае для нефинансовых организаций в результате снизились на срок до одного года на 1,60 п.п., до 13,60%, а на срок свыше года — на 0,93 п.п., до 11,97%.

Ставки в розничном сегменте в мае изменились ограниченно: краткосрочные кредиты, составляющие низкую долю в портфеле кредитов физическим лицам, подешевели на 1,1 п.п., до 24,7%, а долгосрочные кредиты — на 0,1 п.п., до 15,1%. Разницу между уровнями ставок эксперты ЦБ связывают с сохраняющейся заметной долей выдач ипотеки, в том числе с господдержкой, в кредитовании физических лиц. Доля ипотечного кредитования в розничном кредитовании при этом снизилась в мае относительно апреля, и средняя ставка по розничным кредитам практически не изменилась из-за более высоких ставок в других розничных сегментах. В июне ставки по ипотеке, по данным оперативного мониторинга, уменьшались в результате внеочередного снижения ключевой ставки на 3 п.п. в мае и снижения ставки по программе «Льготная ипотека». Банки при этом поддерживают, по оперативным данным, повышенный уровень ставок по потребительским кредитам.

Авторы анализа полагают, что снижение ключевой ставки в мае — июне суммарно на 4,5 п.п. и ожидания последующего смягчения денежно-кредитной политики будут способствовать снижению кредитных ставок банками. Потенциал для такого снижения сформирован в том числе повышенной премией за кредитный риск, которая будет уменьшаться с макроэкономической стабилизацией.

Корпоративное кредитование

Кредитование организаций замедлилось, несмотря на снижение кредитных ставок, и годовой прирост портфеля кредитов организациям составил 8,7% в мае против 9,9% в апреле. Финансирование организаций в мае было обеспечено рублевыми операциями с годовым приростом в 15,0% против 16,70% в апреле, а изменение портфеля валютных кредитов организациям в мае составило –11,3% против –10,7% в апреле, что поддерживает девалютизацию банковских балансов. Понижение ставок по кредитам расширяет возможности организаций по привлечению заимствований, однако ставки по краткосрочным кредитам сохраняются банками на повышенном уровне, а принятие решений о долгосрочном финансировании, полагают аналитики ЦБ, может ограничиваться из-за неопределенности со стороны как кредиторов, так и заемщиков. Программы господдержки системообразующих организаций и МСП уменьшают влияние дисбалансов, возникающих в трансформирующейся экономике, на нефинансовый сектор.

По мнению авторов анализа, снижение ключевой ставки и бюджетные меры поддержки реального сектора будут способствовать ускорению перехода банков к установлению стандартных премий за риск в кредитных ставках и смягчения неценовых условий кредитования. Предложение кредитов будут поддерживать также регулятивные послабления, продленные до конца 2022 г., а также перенос введения регулятивных мер на период после 2023 г.

Розничное кредитование

Портфель розничных кредитов в мае уменьшился. Годовой прирост портфеля кредитов населению составил в мае 14,6% против 17,4% в апреле.

Ипотечное кредитование в мае вновь незначительно сократилось, но годовое изменение ипотечного портфеля сохранялось повышенным с приростом в 20,9% в мае по сравнению с 23,5% в апреле. Выдача ипотечных кредитов в мае в 139,7 млрд руб. стала минимальной с 2017 г., на 70% сформировавшись за счет ипотеки с господдержкой. Субсидируемые ставки по ипотеке несколько способствуют тому, что ипотечное кредитование замедляется темпами меньшими, чем совокупный розничный портфель. При этом эксперты ЦБ отмечают, что льготные ставки не компенсируют влияние сохраняющейся неопределенности для физических лиц, затрудняющей принятие долгосрочных решений, и портфель ипотечных кредитов в итоге сокращается.

Снижение необеспеченного потребительского кредитования в мае замедлилось, составив –0,4% по сравнению с –1,5% в апреле. Авторы комментария полагают, что повышенные ставки по потребительским кредитам и накопленный уровень долговой нагрузки могут ограничивать спрос физических лиц на заемное финансирование потребления, несмотря на сокращение реальных доходов, в дополнение к жестким неценовым требованиям к заемщикам от банков. Рынок потребительского кредитования также может быть под пониженным влиянием сезонности — меньшим сокращением спроса в I квартале из-за ажиотажных приобретений непродовольственных товаров и меньшим увеличением спроса во II квартале, в том числе из-за международных туристических ограничений.

Кредитная активность в розничном сегменте в июне, по оперативным данным, возросла, однако динамику розничного кредитного портфеля аналитики ЦБ оценивают как сдержанную. По их мнению, снижение склонности к сбережениям из-за смягчения денежно-кредитной политики может повлиять на спрос физических лиц на кредиты, в том числе в части спроса на недвижимость как альтернативный инструмент сбережений. Потенциал выдач необеспеченных кредитов также может поддерживаться кредитными картами с невыбранными лимитами, которые были выданы банками ранее, в период расширения розничного бизнеса.

«Тенденция к сокращению будет сохраняться для розничного кредитного портфеля, но возможные позитивные изменения в неопределенности для заемщиков и программы господдержки ипотечного кредитования также могут влиять на динамику сегмента», — заключают эксперты Банка России.

 Некоторые индикаторы кредитного рынка, % г/г

Индикатор

Февраль 2022

Март 2022

Апрель 2022

Май 2022

Корпоративные кредиты*, ИВП

14,1

12,8

9,9

8,7

краткосрочные (до одного года), ИВП

14,8

7,3

4,9

3,9

долгосрочные (свыше одного года), ИВП

15,8

15,4

12,3

11,1

Кредиты населению*, ИВП

23,4

20,9

17,4

14,6

ипотечные жилищные кредиты, ИВП

27,4

27,2

23,5

20,9

необеспеченные потребительские ссуды

20,5

16,0

12,5

9,7

* С 01.02.2021 портфель корпоративных кредитов и кредитов населению включает в себя приобретенные права требования. Прирост портфеля посчитан с исключением приобретенных прав требования.

Примечание: ИВП — с исключением валютной переоценки.

Источник: Банк России