Согласование сделок с ФАС, установка рекламных конструкций: введены новые правила

| статьи | печать

Установлен мораторий на антимонопольные запреты при закупках у единственного поставщика. Некоторые сделки не нужно будет предварительно согласовывать с ФАС России. По договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций могут установить отсрочку или скидку.

Президент РФ подписал закон с поправками в части антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе (Федеральный закон от 14.07.2022 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“ и Федеральный закон „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“»). Он вступил в силу с 14.07.2022.

Мораторий на антимонопольные запреты при закупках у единственного поставщика

Введен мораторий на применение антимонопольных запретов в конкретных случаях закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно если они проводятся в соответствии с правительственными и региональными актами. Это временная мера. Мораторий распространяется на отношения, возникшие с 08.03.2022 по 31.12.2022.

Дело в том, что орган власти субъекта РФ вправе в период до 31.12.2022 установить в своем акте дополнительные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика и определить порядок осуществления таких закупок (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В целях исключения правовой неопределенности введено положение о том, что антимонопольные органы не вправе применять меры антимонопольного реагирования при закупках у единственного поставщика.

Согласование сделок с ФАС

В 2022 г. разрешено предварительно не уведомлять ФАС России при совершении сделок с долями или акциями:

  • коммерческих организаций, суммарная стоимость активов по последнему балансу которых составляет от 800 млн до 2 млрд руб. Раньше согласование антимонопольного органа требовалось, если суммарная стоимость активов превысила 800 млн руб.;

  • финансовых организаций.

Однако вместо предварительного получения согласия нужно уведомить антимонопольный орган после совершения сделок с акциями, долями таких организаций. Сделать это нужно не позднее чем через 30 дней после их совершения. При этом лица, имеющие намерение совершить такие сделки, вправе подать ходатайства о совершении таких сделок с предварительного согласия антимонопольного органа.

Если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, заявитель или лицо, входящее в его группу лиц, или хозяйствующий субъект, акции (доли), имущество, активы которого или права в отношении которого приобретаются, обязаны осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции, по предписанию антимонопольного органа.

Кроме того, в 2022 г. государственную или муниципальную преференцию можно получить без предварительного согласия антимонопольного органа, но с его последующим уведомлением о предоставлении государственной или муниципальной преференции. Исключение — случаи предоставления государственной или муниципальной преференции, предусмотренные ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Если по результатам рассмотрения уведомления антимонопольный орган установит, что предоставленная преференция привела или может привести к устранению или недопущению конкуренции, антимонопольный орган примет мотивированное решение о введении ограничений.

Установка рекламных конструкций

В 2022 и 2023 гг. устанавливаются особенности заключения и исполнения до­гово­ров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

В частности, могут быть определены случаи предоставления отсрочки осуществления платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также случаи снижения в 2022 г. размера платежей по таким договорам.

Такие решения смогут принять:

  • Правительство РФ в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в федеральной собственности;

  • орган государственной власти субъекта РФ в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъекта РФ, и на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена;

  • орган местного самоуправления в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности.

Предоставление отсрочки не может устанавливаться на срок более одного года. Размер платежа по таким договорам в случае его снижения не может быть менее половины размера платежа, указанного в договоре, и не может устанавливаться на срок более одного года.

До 01.03.2023 лицо, заключившее договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, либо на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, предусматривающего увеличение срока действия такого договора. Это возможно независимо от наличия или отсутствия задолженности по такому договору.

Срок, на который увеличивается срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с дополнительным соглашением, составляет один год. В заявлении о заключении дополнительного соглашения можно указать меньший срок, на который должен быть увеличен срок действия такого договора. При этом общий срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с учетом дополнительного соглашения может превысить предельный срок действия договора, установленный в ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Орган власти обязан без проведения торгов заключить дополнительное соглашение в срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления.

В случае заключения дополнительного соглашения орган местного самоуправления продлевает срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на срок, на который продлевается срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с дополнительным соглашением. При этом такое продление срока не требует уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.