Требование персональных данных вне рамок проверок законно

| статьи | печать

АС Дальневосточного округа в постановлении от 10.06.2022 № Ф03-2021/2022 по делу № А51-6884/2021 поддержал штрафные санкции к компании за отказ представить налоговикам документы с персональными данными работника.

Суть дела

Инспекция провела анализ движения денежных средств по расчетным счетам компании, в ходе которого выявила неоднократное перечисление компанией денежных средств за работника по договору беспроцентного целевого займа и по договору участия в долевом строительстве. При этом в справке по форме 2-НДФЛ на данного работника отражены только доходы с кодом 2000 «Вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей (кроме выплат по договорам гражданско-правового характера)».

Налоговики выставили требование, в котором запросили документы по работнику: трудовой договор, приказы о назначении (увольнении), информацию о занимаемой работником должности, графике и периоде его работы, должностных обязанностях, контактные данные работника.

Компания документы не представила. Она посчитала, что трудовой договор, приказ о приеме на работу не являются документами по сделке в смысле ст. 153 ГК РФ, а работодатель и работник — ее участниками, следовательно, их истребование вместе с информацией о конкретном работнике является неправомерным. Кроме того, она сослалась на Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и ст. 88 ТК РФ, указав, что разглашение персональных данных работника допустимо только в случае его письменного согласия.

Поскольку документы представлены не были, компания была оштрафована по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение сведений налоговому органу. Она обратилась в суд с требованием признать решение налоговиков недействительным.

Решение судов

Суды трех инстанций встали на сторону инспекции. Они указали, что в тексте требования прямо указано об истребовании документов вне рамок налоговых проверок на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Требование содержит сведения, позволяющие идентифицировать документы (сделки), в отношении которых необходимо представить документы и информацию, а также основания их истребования.

Суды пришли к выводу, что необходимость в представлении документов обусловлена потребностью получения налоговым органом информации относительно конкретных сделок, поэтому у налогового органа имелись правовые основания для истребования у общества документов (информации), касающихся его работника. При этом они исходили из того, что налоговые органы вправе запрашивать информацию, соответствующую профилю возложенных на них задач, а налогоплательщик, в свою очередь, не вправе оценивать целесообразность требования налоговым органом у него документов. Перечень документов, которые могут быть запрошены у налогоплательщика, ст. 93.1 НК РФ не определен и устанавливается налоговым органом в конкретном случае.

Суды отвергли довод компании о нарушении законодательства о персональных данных. Они указали, что представление в налоговый орган документов, содержащих персональные данные, не требует получения согласия субъекта персональных данных в том случае, если такие данные представляются в соответствии с требованиями законодательства РФ о налогах и сборах. Более того, компанией представлена в инспекцию справка по форме 2-НДФЛ в отношении работника. Таким образом, компания, исполняя обязанности, предусмотренные п. 3 ст. 24 и п. 2 ст. 230 НК РФ, в качестве налогового агента передает в налоговые органы в отношении своих сотрудников документы, в том числе содержащие персональные данные сотрудников. Соответственно, истребование у компании в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ документов, содержащих персональные данные работника, при одновременном наличии у компании обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 24 и п. 2 ст. 230 НК РФ, не является нарушением прав и законных интересов компании и работника. Кроме того, любые полученные инспекцией сведения о налогоплательщике, в том числе и его персональные данные, составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа (ст. 102 НК РФ).