Принят пакет законов для поддержки бизнеса и граждан в условиях санкций

| статьи | печать

Президент РФ подписал законы с изменениями в НК РФ и другие законодательные акты. Поправки касаются, в частности, расширения полномочий Правительства РФ и региональных органов власти в налоговой сфере, операций с драгоценными металлами, приостановления плановых проверок в рамках госконтроля, кредитных каникул.

Полномочия Правительства РФ

В целях оперативного реагирования на складывающуюся социально-экономическую обстановку, обусловленную недружественными действиями со стороны иностранных государств, Правительство РФ наделяется теми же полномочиями в налоговой сфере, что и во время пандемии, а именно в период с 1 января по 31 декабря 2022 г. включительно:

  • приостанавливать, отменять или переносить на более поздний срок мероприятия налогового контроля;

  • продлевать сроки уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;

  • продлевать сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;

  • продлевать сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);

  • продлевать сроки направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроки принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

  • устанавливать дополнительные основания предоставления в 2022 г. отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;

  • устанавливать основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;

  • вводить основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

Такие изменения внесены Федеральным законом от 09.03.2022 № 52-ФЗ (далее — Закон № 52-ФЗ) в п. 3 ст. 4 НК РФ.

Правительство РФ также вправе в 2022 г. принимать решения, предусматривающие, в частности:

  • установление особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

  • особенности установления и исчисления МРОТ;

  • особенности осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, особенности проведения выездных проверок уплаты страховых взносов по данному виду страхования;

  • продление установленных сроков уплаты страховых взносов на травматизм, пеней и штрафов для пострадавших отраслей;

  • дополнительные основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на травматизм, пеней и штрафов для пострадавших отраслей;

  • изменение условий отнесения компаний и предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Это предусмотрено ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ (далее — Закон № 46-ФЗ).

Полномочия субъектов РФ

Так же как и во время пандемии, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ получили право в 2022 г.:

  • издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января по 31 декабря 2022 г. включительно продление сроков уплаты налогов по ЕСХН, УСН и ПСН;

  • продлевать сроки уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по ним), а также торгового сбора, если эти строки не были продлены Правительством РФ или оно предусмотрело более ранние сроки уплаты.

  • Если сроки уплаты региональных и местных налогов, торгового сбора продлеваются для отдельных категорий налогоплательщиков, должны учитываться следующие показатели:

  • основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2022 г.;

  • данные, содержащиеся в реестрах, которые ведут налоговики, а также в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Это предусмотрено новой редакцией п. 4 ст. 4 НК РФ. Поправки внесены Законом № 52-ФЗ.

Налоги при четвертом этапе налоговой амнистии

В рамках четвертого этапа налоговой амнистии можно подать специальную декларацию с 14 марта 2022 г. по 28 февраля 2023 г. Ее представление освободит граждан от уголовной, административной и налоговой ответственности в отношении деяний, совершенных до 1 января 2022 г. Это предусмотрено поправками, внесенными в Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно поправкам, внесенным Законом № 52-ФЗ в п. 2.1 ст. 45 НК РФ, не производится взыскание налога в случае его неуплаты или неполной уплаты декларантом, если обязанность по уплате такого налога возникла до 1 января 2022 г. в результате совершения операций с имуществом, имущественными правами, КИК, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в ходе четвертого этапа налоговой амнистии. Данное освобождение не распространяется на налоги, подлежащие уплате в отношении прибыли и (или) имущества КИК.

Поправки по НДС и спецрежимам

Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-ФЗ внес поправки во вторую часть Налогового кодекса, касающиеся продажи драгметаллов и ювелирных изделий.

Так, согласно новой редакции подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ с 1 марта 2022 г. от НДС освобождается реализация банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам. Это позволит предоставить гражданам ин­струмент накопления средств, не имеющий кредитного и валютного риска. А поскольку с 1 сентября 2022 г. будет обеспечена полная прослеживаемость ювелирных изделий, продукции и сырья, содержащих драгоценные металлы и камни, на всех этапах оборота, это позволит не допустить использование слитков драгоценных металлов, приобретенных физическими лицами, в качестве сырья для производства ювелирных изделий.

Согласно новому подп. 22 п. 3 ст. 346.12 НК РФ с 1 января 2023 г. не могут применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов. Также установлен запрет на применение ПСН с 1 января 2023 г. в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, а также оптовой либо розничной торговли ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов (новый подп. 8 п. 6 ст. 346.43 НК РФ).

Введение запрета на УСН и ПСН в ювелирной отрасли обусловлено тем, что применение специальных налоговых режимов создает неравные условия для тех производителей ювелирных изделий, которые находятся на общей системе налогообложения и уплачивают НДС как при производстве, так и при реализации таких изделий, что фактически привело к выводу существенной доли оборота ювелирных изделий из-под обложения НДС.

Расходы по стандартизации

Федеральным законом от 06.03.2022 № 37-ФЗ расширен перечень расходов по стандартизации, учитываемых в расходах, связанных с производством и (или) реализацией.

Сейчас, в соответствии с п. 5 ст. 264 НК РФ, расходами по стандартизации признаются расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную национальным органом РФ по стандартизации, а также расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при условии соответственно утверждения стандартов в качестве национальных стандартов национальным органом РФ по стандартизации, регистрации региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.

С 1 января 2023 г. согласно новой редакции п. 5 ст. 264 НК РФ расходами по стандартизации будут также признаваться:

  • расходы на проведение работ по разработке документов по стандартизации оборонной продукции, включенных в годовой план стандартизации военной продукции, утвержденный Минобороны России, при условии утверждения таких документов Росстандартом;

  • расходы на проведение работ по разработке документов по стандартизации оборонной продукции, включенных в годовой план стандартизации, утвержденный Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», при условии утверждения таких документов Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», а также включения сведений о таких документах в сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции;

  • расходы на проведение работ по разработке до­кумен­тов по стандартизации, включенных в программы стандартизации, предусматривающие разработку, пересмотр, изменение документов по стандартизации оборонной продукции в отношении отдельных групп продукции или иных объектов стандартизации на определенный срок (среднесрочный и долгосрочный периоды планирования), утвержденные государственными заказчиками государственного оборонного заказа, при условии утверждения таких документов Минобороны России, Росстандартом, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами РФ.

Также вводится новый п. 6 ст. 264 НК РФ, согласно которому расходами по стандартизации не признаются расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, региональных стандартов и документов по стандартизации оборонной продукции организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

Расходы по стандартизации оборонной продукции, осуществленные налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за отчетным (налоговым) периодом, в котором документы по стандартизации оборонной продукции были утверждены федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации (новый п. 5.2 ст. 272 НК РФ).

Налоговые льготы для Курил

Федеральным законом от 09.03.2022 № 50-ФЗ во вторую часть Налогового кодекса введены положения, согласно которым новым организациям, зарегистрированным на территории Курильских островов (далее — участники), при соблюдении определенных условий предоставляются налоговые льготы.

В частности, предусматривается, что участники в течение 20 лет с момента регистрации на территории Курильских островов не будут признаваться налогоплательщиками налога на прибыль организаций, земельного и транспортного налогов, налога на имущество организаций. Также участники в течение указанного периода будут иметь право применять пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%. Указанные льготы будут предоставляться автоматически при соответствии участника одновременно следующим условиям:

  • участник не имеет обособленных подразделений, находящихся за пределами территории Курильских островов;

  • участник не осуществляет посреднической деятельности, производства и (или) переработки подакцизных товаров, добычи и (или) переработки углеводородного сырья, вылова ценных видов ракообразных (за исключением артемии и креветки);

  • доля доходов от пассивной деятельности (доходы, поименованные в п. 4 ст. 309.1 НК РФ) участника не превышает 10% от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В случае нарушения участником вышеуказанных условий такой участник лишается предоставленных налоговых льгот начиная с года, за который установлено нарушение соответствующих условий. При этом суммы налогов и страховых взносов, которые данный участник не уплатил (не перечислил), должны быть восстановлены и доначислены такому лицу.

Приостановка плановых проверок

Согласно поправкам, внесенным Законом № 46-ФЗ в ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуще­ствлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ), плановые проверки в отношении организаций и предпринимателей, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не будут проводиться в период по 31 декабря 2022 г. за исключением плановых проверок, указанных в подп. 1—5 п. 1 ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ.

Новой ст. 26.4 Закона № 294-ФЗ установлено, что в период до 31 декабря 2024 г. не проводятся плановые проверки IT-компаний, имеющих государственную аккредитацию. Никаких исключений из этого положения нет.

Кроме того, Правительство РФ в 2022 г. наделяется полномочиями устанавливать особенности организации и осуществления государственного и муниципального контроля, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприя­тий (подп. 2 п. 1 ст. 18 Закона № 46-ФЗ).

Кредитные каникулы

Так же как и в период пандемии, малые и средние предприятия, занятые в отраслях, определенных Правительством РФ, заключившие до 1 марта 2022 г. кредитный договор, могут обратиться не позднее 30 сентября 2022 г. к кредитору с требованием о приостановлении исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком. С таким требованием вправе обратиться и лица, которым в 2020 г. уже устанавливали кредитные каникулы. Соответствующие изменения Законом № 46-ФЗ внесены в ст. 7 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) “ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа».

Особенности применения законов об АО и ООО

Статьей 17 Закона № 46-ФЗ установлено, что:

  • снижение стоимости чистых активов АО и ООО ниже размера его уставного капитала по окончании 2022 г. не учитывается для целей применения п. 4 и 6 ст. 35 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акцио­нерных обществах» и п. 4 ст. 30 Федерального закона 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». То есть обществу не нужно будет снижать размер уставного капитала до стоимости чистых активов или ликвидироваться;

  • совет директоров (наблюдательный совет) АО при подготовке к проведению в 2022 г. общего собрания акционеров обязан определить дату, до которой от акционеров будут приниматься предложения о внесении вопросов в повестку дня и предложения о выдвижении кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет).

Эта дата должна быть установлена не позднее чем за 27 дней до даты проведения в 2022 г. годового общего собрания акционеров. Ее нужно указать в сообщении, которое должно быть сделано не позднее чем за 35 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.