Ошибки, выявленные по итогам первой отчетной кампании по прослеживаемости товаров

| статьи | печать

ФНС России провела анализ сведений, поступивших в национальную систему прослеживаемости из налоговых деклараций по НДС, отчетов об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов прослеживаемости (письмо ФНС России от 20.01.2022 № ЕА-4-15/527@ «О результатах анализа национальной системы прослеживаемости»). Рассмотрим основные ошибки, выявленные налоговой службой при представлении первой отчетности по прослеживаемым товарам.

По состоянию на 20 декабря 2021 г. 44 тыс. участников оборота товаров представили:

  • 8,8 тыс. документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (уведомлений об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, уведомлений о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства — члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и уведомлений о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства — члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией);

  • 11 тыс. отчетов об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее — отчет);

  • 36 тыс. налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее — декларация по НДС).

Основной операцией с товарами, подлежащими прослеживаемости, являлась реализация товара, подлежащего прослеживаемости, на внутреннем рынке РФ.

По результатам анализа представленных документов установлены систематические ошибки, допускаемые при формировании отчетности и отражении в ней соответствующих операций с прослеживаемыми товарами, которые приводят к возникновению необъективных рисков в системе прослеживаемости товаров, а также свидетельствуют о наличии у участников оборота товаров вопросов по формированию указанных документов и отчетности.

Установлено, что 3,5 тыс. участников оборота товаров, являющихся налогоплательщиками НДС, и 1,4 тыс. участников оборота товаров, являющихся налогоплательщиками, применяющими специальный налоговый режим или освобожденными от уплаты НДС, не отразили операции по реализации товара, подлежащего прослеживаемости, в декларации по НДС и в отчете.

Так, в соответствии с положениями п. 3 и 5 ст. 169 НК РФ при реализации участником оборота товаров, являющимся налогоплательщиком НДС товара, подлежащего прослеживаемости, установлена обязанность по формированию в электронной форме счета-фактуры с указанием реквизитов прослеживаемости и отражению сведений из указанного счета-фактуры в книге продаж, в том числе реквизитов прослеживаемости.

При реализации участником оборота товаров, являющимся налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим или освобожденным от уплаты НДС, установлена обязанность по формированию в электронной форме универсального передаточного документа, сведения из которого подлежат отражению в отчете (подп. «г» п. 13, п. 33 Положения о национальной системе прослеживаемости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108 (далее — Положение)).

Неуказание сведений о реквизитах прослеживаемости в декларации по НДС и отчете ведут к формированию необоснованных остатков товаров у поставщиков указанных товаров и к возникновению расхождений в национальной системе прослеживаемости товаров.

Данные случаи могут указывать на неотражение в выставляемых счетах-фактурах или формируемых универсальных передаточных документах реквизитов прослеживаемости.

Установлено, что тысячей участников оборота товаров, являющихся налогоплательщиками НДС, в сформированных при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счетах-фактурах и, как следствие, в книгах продаж и книгах покупок не указаны сведения о количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживае­мости, и количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

Неуказание сведений о реквизитах прослеживаемости в счетах-фактурах и, как следствие, в декларации по НДС ведет к возникновению расхождений в национальной системе прослеживаемости товаров.

Установлено, что 0,3 тыс. участников оборота товаров, являющихся налогоплательщиками НДС, необоснованно включили в отчет сведения об операциях с товаром, подлежащим прослеживаемости, которые должны отражаться в декларации по НДС.

Абзацем 3 п. 33 Положения установлен закрытый перечень операций, при осуществлении которых участник оборота товаров, являющийся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, обязан представлять отчет. При этом перечисленные в абз. 3 п. 33 Положения операции в соответствии с российским законодательством не подлежат отражению в книге покупок, книге продаж и журналах учета выставленных и полученных счетов-фактур.

Кроме того, выявлены случаи, когда участником оборота товаров, являющимся налогоплательщиком НДС, при возврате товара, подлежащего прослеживаемости, сформированы счета-фактуры на отгрузку в отсутствие нового договора поставки.

Рассмотрим каждый случай отдельно.

Неотражение реализации товара, подлежащего прослеживаемости

По оценке ФНС, 4,9 тыс. участников оборота товаров не отразили операции по реализации товара, подлежащего прослеживаемости, в декларации по НДС или в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.

При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, в книге продаж заполняются графы 20—23 либо в отчете графы 10—12.

Такие случаи могут указывать на факт непредставления участником оборота товаров отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, за что с 1 июля 2022 г. в проекте федерального закона о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающего установление ответственности за ненадлежащее выполнение налогоплательщиками требований о представлении информации, необходимой для осуществления прослеживаемости товаров (далее — проект ФЗ КоАП), предусматривается административная ответственность.

В счетах-фактурах не указаны реквизиты прослеживаемости

Тысяча участников оборота товаров в счетах-фактурах, сформированных при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости и, как следствие, в книгах продаж и книгах покупок не указали сведения о:

  • количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости;

  • количестве товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

При реализации прослеживаемого товара заполняются графы 11, 12, 12а, 13 счета-фактуры, в которых указываются сведения о реквизитах прослеживаемости.

За неуказание данных сведений о реквизитах прослеживаемости в счетах-фактурах проектом ФЗ КоАП предусмотрена административная ответственность.

Указание сведений по товарам, подлежащим прослеживаемости, в отчете об операциях

Многие участники оборота товаров, являющиеся налогоплательщиками НДС, необоснованно включили в отчет об операциях сведения об операциях с товаром, подлежащим прослеживаемости, которые должны отражаться в декларации по НДС.

Абзацем 3 п. 33 Положения установлен закрытый перечень операций, при осуществлении которых участник оборота товаров, являющийся налогоплательщиком НДС, обязан представлять отчет. При этом перечисленные в абз. 3 п. 33 Положения операции в соответствии с российским законодательством не подлежат отражению в книге покупок, книге продаж и журналах учета выставленных и полученных счетов-фактур.

Плательщики НДС должны отражать сведения об операциях с прослеживаемым товаром в декларации по НДС, кроме операций по утилизации, захоронению, передаче в переработку, а также иных операций по реализации (передаче), приобретению (получению) товара, подлежащего прослеживаемости, сведения о которых не подлежат отражению в книге покупок и книге продаж декларации по НДС. Для таких операций представляется отчет.

Ошибки при возврате товара

Выявлены случаи, когда участником оборота товаров, являющимся налогоплательщиком НДС, при возврате товара, подлежащего прослеживаемости, сформированы счета-фактуры на отгрузку в отсутствие нового договора поставки.

В соответствии с изменениями, внесенными в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, начиная с 1 апреля 2019 г. у покупателя, являющегося налогоплательщиком НДС, отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур по возвращаемым товарам, принятым им на учет. В связи с этим при возврате покупателем товаров продавцом выставляются корректировочные счета-фактуры.

Если товары, ранее приобретенные и принятые на учет покупателем, в дальнейшем реализуются на основании нового договора поставки, по которому покупатель выступает поставщиком товаров, а бывший поставщик выступает покупателем, то в отношении таких товаров выставляются счета-фактуры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 168 НК РФ.

В ситуации, когда при возврате товара формируется счет-фактура, в котором в качестве поставщика указан покупатель в отсутствие нового договора поставки, продавец не вправе принять НДС к вычету при получении такого счета-фактуры согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 10.04.2019 № 03‑07‑09/25208.

ФНС России с учетом рекомендаций по осуществлению налогового контроля с использованием национальной системы прослеживаемости товаров, направленных письмом ФНС России от 03.12.2021 № ЕА-4-15/16911@, управлениям ФНС России по субъектам РФ, межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам поручает довести письмо от 20.01.2022 № ЕА-4-15/527@ до нижестоящих налоговых органов, а также организовать повторные семинары с налогоплательщиками по вопросам представления и заполнения документов с реквизитами прослеживаемости для исключения повторных нарушений при декларационной кампании за IV квартал 2021 г.


Принять к сведению

В сервисе проверки прослеживаемости теперь можно запросить до сотни регистрационных номеров партий товаров в одном запросе. Раньше такой запрос можно было направить только в отношении одной партии товаров. Обновленный функционал доступен для запросов напрямую из учетных систем по открытым API.

Сервис обновлен в соответствии с пожеланиями организаций и разработчиков учетных систем — пользователей этой услуги.

Сервис полезен при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, и помогает избежать рисков некорректного указания реквизитов прослеживаемости при операциях с прослеживаемыми товарами.

Инструкция по подключению сервиса прослеживаемости к API размещена в разделе «Национальная система прослеживаемости импортных товаров».

Сервисы прослеживаемости на сайте ФНС России содержат и другие реквизиты для поиска, например по наименованию.

При этом в поле для поиска можно указать только один товар. В ответ сервис предоставит перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, подходящих по описанию, или сообщит об отсутствии данных по указанному описанию. Аналогично осуществляется поиск и по другим реквизитам товара.

Кроме того, предусмотрен вывод полного перечня товаров, подлежащих прослеживаемости.

Поиск в сервисе прослеживаемости по наименованию пригодится при проведении инвентаризации импортных товаров для определения наличия остатков товаров, подлежащих прослеживаемости. Также такая информация необходима для проверки приобретаемых товаров, если поставщик не указал регистрационный номер партии товаров, а описание реализуемых товаров подходит под описание товаров из перечня прослеживаемых.

Информация ФНС России