Как изменился российский потребитель за время пандемии

| статьи | печать

В прошлом году россияне, по оценке экспертов PwC, постепенно свыклись с пандемией коронавируса, надели маски и стали возвращаться в обычные магазины. Вместе с тем большая часть (51%) граждан, по мнению аналитиков Deloitte, «подсели» на стриминговые сервисы и постоянно используют платный (!) медиаконтент. А 45% жителей нашей страны, как показал опрос ВЦИОМ, стали совершать виртуальные экскурсии в музеях и смотреть театральные постановки онлайн.

После окончания самой острой фазы эпидемиологических ограничений отечественные покупатели, как показывает специальное исследование консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), вновь полюбили традиционные магазины.

Количество россиян, которые идут за покупками в обычные торговые предприятия, увеличилось практически во всех сегментах потребительского рынка (в секторе продовольственных товаров — на 26%, одежды, обуви, аксессуаров — на 17%, товаров для дома и ремонта — на 16%, бытовой электроники — на 16%, товаров для здоровья и красоты — на 13%, изделий для спорта и фитнеса — на 12%).

Вместе с тем российский рынок электронной коммерции продолжает расти двузначными темпами (16%), хотя его динамика стала существенно ниже по сравнению с 2020 г. (59%). Кроме того, сегодня на российском рынке многие ретейлеры в качестве каналов торговли используют маркетплейсы. Крупнейшие среди них — Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и Сбермаркет.

По сравнению с докризисным периодом наблюдается значительный рост популярности товаров для дома и ремонта, поскольку потребители вынуждены больше времени проводить дома из-за введения, затем ставшего привычным во многих компаниях, удаленного режима работы и других ограничений. Эта тенденция, по мнению специалистов PwC, сохранится и в будущем.

Еще одним бенефициаром пандемии стали товары для спорта и активного отдыха, которые граждане стали активно покупать еще в период локдаунов, а затем они вошли в привычку. Снижение реальных доходов граждан привело к тому, что подавляющая часть (70%) российских покупателей стали больше внимания обращать на цены. При этом более 40% потребителей стали искать товары, которые продаются в рамках определенных акций или со скидками, связанными с окончанием сроков годности. Свыше 30% покупателей включили ценовой дауншифтинг и переключились на товары более низкой стоимостной категории.

Интернет как новая реальность

Тем временем весьма интересные изменения происходили в медиапотреблении, которое тоже трансформировалось под напором пандемии. «С каждым годом мы наблюдаем рост влияния интернета на нашу жизнь. Развитие цифровых технологий значительно сказывается на трансформации всех сфер деятельности человека, — отмечает руководитель группы по обслуживанию компаний отрасли высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ Deloitte Ольга Табакова. — Так, сейчас 89% респондентов используют интернет для решения рабочих задач, а 80% имеют опыт записи в медицинские учреждения, а также получения медицинской помощи в режиме онлайн. Меры по сдерживанию COVID-19 стали дополнительным стимулом повышения активности использования интернета».

В прошлом году социальные сети использовали 90% россиян, что на 1 п.п. выше доли граждан, которые смотрят телевизор. В целом общение в соцсетях стало одной из наиболее распространенных целей использования интернета. Ввиду популярности соцсетей, а также роста доступности мобильного интернета пользователи выбирают смартфон в качестве предпочтительного устройства для выхода во Всемирную сеть. В 2021 г. мобильный интернет использовали 53% респондентов, а в 2017-м данный показатель составлял всего 31%.

Социальные сети, ранее выполнявшие в обществе исключительно коммуникативную функцию, все чаще становятся источниками надежной новостной информации.

Так, каждый четвертый россиянин в большей степени доверяет именно тем СМИ, которые представлены в социальных сетях. Среди молодежи данная тенденция прослеживается еще более отчетливо. Однако превалирующим новостным источником остаются официальные новостные сайты.

Важная деталь: больше половины (51%) опрошенных россиян пользовались платными подписками, большинство из которых — подписки на онлайн-кинотеатры. Наиболее значимой причиной оформления подписки является наличие уникального контента на соответствующем ресурсе, в то время как самый распространенный аргумент для отмены текущей подписки — более выгодное предложение от другого сервиса.

Культура в режиме онлайн

Риски подцепить вирус во время посещения музея или в зале театра стимулируют граждан к виртуальным экскурсиям и дистанционным просмотрам спектаклей. Сегодня, по оценке ВЦИОМ, более половины россиян (66%) осведомлены об экскурсиях и других культурных мероприятиях, проводимых онлайн, а многие из них хорошо знают о таких возможностях.

Почти половина (45%) респондентов, опрошенных ВЦИОМ, считают, что виртуальных экскурсий достаточно для получения представления о том или ином музее либо выставке. При этом каждому седьмому гражданину посещения культурного мероприятия в режиме онлайн недостаточно для восприятия его экспозиции.

Треть жителей нашей страны отмечают ряд преимуществ виртуальных посещений выставок, музеев и театров, в первую очередь удобство и комфорт, возможность все не спеша посмотреть, сидя дома на диване. Кроме того, россияне подчеркивают безопасность онлайн-просмотров и отсутствие расходов денег и времени на дорогу. Часть опрошенных обратили внимание на возможность более детального изучения экспозиции, ее открытость в любое время, а также доступность для людей с инвалидностью.

Говоря о недостатках онлайн-экскурсий, 16% граждан выразили мнение, что лучше один раз увидеть вживую, 10% подчеркнули отсутствие полного восприятия, 6% — недостаточность эмоций и впечатлений, 4% — нехватку социализации и живого общения, 3% — невозможность пообщаться с экскурсоводом. Не заметили недостатков виртуального посещения культурных мероприятий 14% опрошенных россиян.