Тридцатилетие либерализации цен отмечается усилением госрегулирования ценообразования

| статьи | печать

Капитаны российской розничной торговли из числа крупных сетей откликнулись на предложение ФАС и объявили, что добровольно ограничивают наценки на социально значимые продукты. Несетевым магазинам придется нелегко. Ровно тридцать лет назад цены отпустили в свободное плавание, в магазинах появились товары. Теперь мы увидим новую реальность.

Сообщается, что «Магнит», «Дикси», «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» готовы ограничить максимальный уровень наценок на определенные категории товаров уровнем в 10%, торговая сеть «Бристоль» — 10—15%. Крупные сети направили ФАС соответствующие предложения по наценкам на базовые продукты.

Работа в этом направлении велась антимонопольным ведомством с лета прошлого года, когда компаниям было предложено добровольно скорректировать свой процент. Теперь, судя по всему, торговые сети решили не дожидаться повторного приглашения и подготовки жестких законодательных инициатив, а сами выступили с предложением, от которого власти не должны, видимо, отказаться.

По заверениям руководителей «Пятерочки», ограничения коснутся более 20 товарных категорий во всех магазинах сети, список товаров будет определяться каждый месяц. В «Магните» сообщили, что меры затронут примерно 200 товарных позиций из 25 категорий базовых продуктов (это, в частности, вермишель, овощи из «борщевого набора», хлеб, молоко, сливочное масло и гречневая крупа).

Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сказал «Коммерсанту», что с сетями обсуждалась возможность установления максимальной наценки на базовые товары на уровне не более 10%. По его словам, в прошлом году средняя надбавка на эти товары в сетях не превышала 15—16%. Но ФАС подчеркнула, что еженедельный мониторинг по-прежнему выявляет завышение наценок, поэтому регулятор предложил ретейлерам механизмы «ответственного ценообразования».

По данным Росстата, в 2021 г. средняя надбавка на базовые товары в сетях не превышала 16%.

Руководитель бюро по защите прав предпринимателей «Опоры России», руководитель юридической компании Urvista Алексей Петропольский говорит «Бизнес ФМ»: «Сети сейчас просто пытаются успокоить Федеральную антимонопольную службу, потому что президент четко дал понять, что на товары первой необходимости нельзя повышать цены так быстро. У меня нет доверия крупным сетям, потому что они последние соки высасывают из производителей. Дело в том, что есть огромное количество реферальных бонусов, которые производитель постоянно должен выплачивать. Банальный пример — место на полке. Сейчас скажут, что не наценивают товар, но за место на полке ты должен сделать обратный возврат 40% от стоимости твоего товара, иначе тебя просто выставлять не будут и поставят конкурента. И таких вариантов, как зарабатывать именно сетям, огромное количество. Производитель останется в своей же самой минимальной наценке и будет вынужден просто как-то поднять цены на товар, чтобы сети смогли показать ФАС, что они выполнили номинально закон, а фактически производитель все равно будет платить. Мы сейчас получим ровно обратную ситуацию. Ну да, будут сахар, соль, яйца продавать с 10-процентной наценкой, к чему это приведет? Малые сети, которые представлены в регионах, допустим, пять-десять магазинов, практически не могут конкурировать с сетями X5 Retail Group или „Магнит“. И это не десятки рабочих мест, это десятки тысяч рабочих мест, которые будут постепенно закрываться».