Жизнь по сценарию. ЦБ опасается чрезмерного влияния экосистем на выбор граждан

| статьи | печать

В России необходимо ввести регулирование экосистем. Такой позиции придерживаются в Центробанке, ФАС и Минэкономразвития. Однако пока в ведомствах говорят только об общих подходах к управлению этим рынком, отмечая, что цифровые экосистемы в стране только зарождаются и введение жестких рамок пока не требуется.

Выступая на форуме «Россия зовет!» 30 ноября, глава Центробанка России Эльвира Набиуллина в очередной раз заявила о том, что деятельность экосистем нуждается в регулировании. При этом она подчеркнула, что ЦБ не выступает против такой бизнес-модели, он ее поддерживает. По мнению банка, экосистемы положительно влияют на жизнь потребителей, сервисно улучшают рыночное взаимодействие между людьми, в то же время занимаются рискованными манипуляциями — собирают обширные базы данных, «привязывают» к себе клиентов с помощью подписок или пакетов услуг и т.д.

В частности, регулятор обеспокоен тем, что поставщики и клиенты попадают в зависимость от экосистем, что приводит к монопольным рискам. «...экосистемы могут предлагать людям то, что им нужно, то, что им может понравиться. По сути дела, люди живут по сценариям, которые им пишут экосистемы, и где-то даже не различают, где выбор навязанный, а где — их собственный выбор», — уточнила Э. Набиуллина.

Центробанк давно и с тревогой наблюдает за развитием экосистем. Еще в апреле текущего года регулятор представил для общественных консультаций доклад «Экосистемы: подходы к регулированию». Среди предлагаемых банком мер — защита от иностранных конкурентов с выстраиванием четких, понятных отношений с иностранными регуляторами.

Вместе с тем, по мнению Центробанка, необходимо ограничить доли рынка для крупных игроков с устранением их дискриминации маленьких и строго нишевых предприятий. При этом всем крупным экосистемам нужно перейти на открытую модель с одновременным повышением эффективности в сфере кибербезопасности и управления большими базами данных.

Свои принципы регулирования экосистем готовят и в антимонопольном ведомстве. «Антимонопольные базовые подходы к определению товарных рынков являются универсальными и применимы в полной мере и к цифровым рынкам, деятельность которых определяется цифровыми экосистемами», — говорил на Восточном экономическом форуме замруководителя Федеральной антимонопольной службы Петр Иванов.

При этом чиновник подчеркнул, что сегодня ФАС России активно пресекает нарушения антимонопольного законодательства со стороны цифровых платформ и экосистем: приняты решения в отношении Google, Apple, Booking, Headhunter. Кроме того, внимание ведомства направлено на необходимость обеспечения открытых и понятных правил функционирования рынка.

Разрабатываемый антимонопольной службой проект принципов добросовестного поведения на цифровых рынках направлен на создание института саморегулирования на них и должен обеспечить учет особенностей таких рынков и их инновационного развития. Он также призван предупредить недобросовестное поведение по отношению к потребителям, конкурентам и другим лицам. К нему на добровольной основе смогут присоединиться все участники рынка.

В мае текущего года «Концепцию общего регулирования дея­тельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной „Экосистемы“» представило Минэкономразвития. В ведомстве обратили внимание на быстрые темпы роста российских цифровых рынков — отдельные сегменты прибавляют до 50% в год. Вместе с тем в министерстве отметили, что сектор высоко фрагментирован. Например, на рынке электронной коммерции доля Wildberries составляет 17%, Ozon — 8%, «М.Видео» — 6%.

В экономическом ведомстве считают, что государство должно содействовать развитию национальных цифровых платформ и экосистем, чтобы поддержать их конкурентоспособность с международными экосистемами и платформами на российском рынке. Одновременно необходимо развивать антимонопольные инструменты, в частности определить критерии цифровых экосистем, платформ, иностранных и национальных, доминирующих, сегменты рынка (продукты, услуги), их границы, считают чиновники.

Мнения игроков относительно регулирования разнятся.


Комментарий

Алексей Головченко, управляющий партнер «Юридической компании „ЭНСО“»

Основная проблема агрегаторов в том, что они пытаются выжать максимум из малого бизнеса. По сути, отнимают все его маржу. Нельзя, например, делать доставку еды, отнимая у ресторана от 20 до 35% за эту работу. Это, если хотите, по-живодерски. Мы знаем, что в мире такие компании, как, например, Apple или Google, берут 30% со всех приложений, которые продаются через них. Наши компании учатся «плохому» у старших товарищей.

Нужна очень жесткая регламентация максимальной комиссии, которую могут брать агрегаторы. Например, за доставку еды максимум 10%. Также нужен очень жесткий и особый контроль за работой агрегаторов со стороны ФАС. Нужен специальный департамент в ФАС по контролю за агрегаторами. Нельзя позволять крупному бизнесу заходить в некоторые ниши фактически на правах монополистов. Нужно оставить место и для малого бизнеса. Например, я бы наложил полный или почти полный запрет на вхождение в сферу онлайн-образования и клининговых услуг. 

Марина Коренман, директор по маркетингу Accent Capital

Цель любой экосистемы — замкнуть клиента на своих сервисах во всех сферах его жизни. Кроме того, экосистемам проще собирать данные о клиентах, анализировать их потребности и ежедневные привычки, предлагая «вовремя» нужные услуги и сервисы.

Уже сейчас для этого внедряется множество сервисов по обработке данных о клиенте, способных обучать пользовательские системы и подстраивать их под индивидуальное поведение пользователя. Клиент осознал, что это удобно, когда платформа сама подсказывает подходящие товары, маршруты и прочее. Как следствие, крупные экосистемы наращивают количество умных сервисов, что делает их товары наиболее привлекательными и удобными для конечного потребителя.

Илия Димитров, общественный омбудсмен по развитию цифровой экономики

Субъекты МСП как пользователи заинтересованы в развитии существующих крупных экосистем, в насыщении их новыми удобными сервисами. Рядовые пользователи выигрывают от роста экосистем — они получают необходимые им услуги бесшовно и практически без затрат как времени, так и ментальных усилий. При этом, конечно же, с точки зрения интересов национальной экономики в целом следует подумать об обеспечении конкурентных преимуществ крупных отечественных систем перед зарубежными гигантами.

В случае если субъект МСП является для крупной экосистемы поставщиком, регулирование должно быть таково, чтобы исключались «кабальные» условия сотрудничества, поглощение малого или среднего бизнеса владельцем экосистемы, лишение субъекта МСП собственного бренда, необоснованное завладение его ноу-хау.

Николай Неплюев, член совета директоров «Тольяттиазот»

Экосистемы по своей природе конкурентны: в лидеры стремятся игроки, которые создают лучшие продукты и действуют более гибко, продуктивно. Это и есть залог здоровой конкуренции, способствующей развитию самых разных сервисов, стартапов, бизнес-проектов и благотворно влияющих на экономику.

Соответственно, никакого дополнительного регулирования со стороны государства тут не нужно, оно приведет к сдерживанию прибыльных, новаторских продуктов, а это негативно, в свою очередь, повлияет и на потребительский рынок, и на экономику в целом. Тем не менее, здраво оценивая правоприменительную практику нашего государства в отношении свободного бизнеса, не исключаю, что в ближайшие годы экосистемы все же значительно ограничат законодательно.

Александр Пискунов, основатель esky.ru (маркетплейс «Дочки и Сыночки»)

На мой взгляд, законодательство, регулирующее работу экосистем в стране, должно соответствовать политике, которую наше государство проводит в отношении МСБ и собственных граждан. Эта политика должна стать предметом большой дискуссии с вовлечением в нее самых разнообразных участников рынка, а не только от лица крупных игроков и государства.

Экосистемы — одни из немногих, которым под силу построить собственную инфраструктуру — информационную, логистическую, финансовую. Для этого у них есть и финансовые, и технологические, и кадровые ресурсы. Необходимо предусмотреть доступ к этой инфраструктуре для всех участников рынка, причем на недискриминирующих условиях. Необходимо, с одной стороны, всячески стимулировать экосистемы в инвестициях в инфраструктуру, а с другой стороны — создавать условия для развития конкурентной среды.

Михаил Попов, основатель финтех-платформы TalkBank

Экосистемы пока только формируются, и избыточная регуляция может привести к краху выстроенных рыночных процессов и негативному эффекту для рынка, отрасли и представителей малого и среднего бизнеса, которые торгуют на этих маркетплейсах. Поэтому важно вводить регуляцию осторожно.

В первую очередь нужно исходить из реальной бизнес-практики и пресекать способы злоупотребления экосистемами и маркетплейсами их доступом к информации. Это необходимо, чтобы оператор, зная коммерческую тайну отдельных поставщиков, не начинал использовать ее в целях успеха своего поставщика.