Госдума рассмотрит законопроект о механизме исключения из поисковиков ссылок на контент, нарушающий авторские и смежные права

| статьи | печать

В декабре 2021 г. Госдума планирует рассмотреть проект закона об исключении из поисковиков контента, который нарушает авторские и смежные права. Сейчас подобная блокировка действует на основании меморандума, который подписали некоторые поисковые системы, представители правообладателей, а также владельцы видеохостингов. В законопроекте предлагается определить, что правообладатели и другие лица смогут создавать специальные информационные системы с указателями страниц, на которых без разрешения размещена информация, содержащая объекты авторских или смежных прав. Роскомнадзор будет вести реестр таких информационных систем. Поисковики должны будут исключать из поиска ссылки на страницы из этих информационных систем в течение шести часов.

Госдума планирует рассмотреть в декабре законопроект № 1193590-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ (в части уточнения внесудебных мер по прекращению нарушения авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети „Интернет“)», далее — законопроект.

В нем предлагается предусмотреть механизм исключения из поисковых систем ссылок на контент, который нарушает авторские и смежные права. Для этого Роскомнадзор наделят полномочиями по ведению реестра информационных систем указателей страниц с незаконным контентом, а также по определению требований к таким системам.

Этот законопроект еще в июне 2021 г. внес депутат Госдумы С.М. Боярский. Замечания по проекту должны быть подготовлены до 05.12.2021.

Как сейчас?

Правообладатели аудиовизуальных произведений и операторы поисковых систем еще 01.11.2018 заключили меморандум «О сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в эпоху развития цифровых технологий». Согласно этому документу, поисковики обязались прекращать выдачу ссылок на нелегально размещенные аудиовизуальные произведения правообладателей по их заявлениям, то есть на музыку, видеоролики и т.д. Владельцы сайтов, в том числе социальных сетей, видеохостингов, должны удалять такие объекты, размещенные на их сайтах. В противном случае поисковики не будут выдавать ссылки на эти сайты в результатах поиска.

Также был создан специальный реестр указателей страниц сайтов, который ведет выбранная правообладателями организация. Она принимает заявления правообладателей, организует их проверку и включает в реестр ссылки на незаконно размещенные произведения. Операторы поисковых систем и владельцы сайтов, подключенные к реестру, в течение шести часов принимают соответствующие меры в отношении таких ссылок и произведений.

Действие этого меморандума постоянно продляется. На данный момент он действует до 01.02.2022.

Что изменится?

Многие возможности, предусмотренные в меморандуме, закрепят законодательно. При этом будет подробно урегулирован порядок исключения ссылок на пиратский контент, а также взаимодействия правообладателей и поисковой системы. Кроме того, этот порядок будет распространяться на всех, а не только на те компании, которые подписали меморандум.

Так, правообладатели и другие лица по поручению правообладателей смогут создавать специальные информационные системы. Это будут базы данных указателей страниц, на которых без разрешения размещена информация, содержащая объекты авторских или смежных прав, либо информация, необходимая для получения доступа к таким объектам с использованием интернета. Такие информационные системы включат в специальный реестр информационных систем указателей страниц. Его будет вести Роскомнадзор. Информационную систему включат в этот реестр при условии, что ее владельцем является российское юридическое лицо или гражданин РФ.

Операторы поисковых систем (например, «Яндекс») будут обязаны подключаться к информационным системам указателей страниц, включенным в реестр. Правообладатели на основании договоров, заключаемых с владельцами информационных систем, при выявлении нарушений их прав в интернете будут направлять в такие информационные системы заявления.

После этого оператор поисковой системы прекратит выдачу в результатах поиска указателей страниц, содержащихся в такой информационной системе, в течение шести часов с момента включения в нее сведений об указателях страниц. Такой короткий срок принятия мер обусловлен тем, что владельцы нелегальных интернет-ресурсов пытаются отслеживать блокируемые ссылки и в автоматическом режиме генерировать дублирующие указатели страниц для их включения в результаты поисковой выдачи.

Разработчики законопроекта считают, что реализация новых положений позволит закрепить на законодательном уровне новый механизм защиты авторских и смежных прав, сделать его доступным большему кругу правообладателей, предоставить им равные условия для доступа к защите их прав, а также распространить обязательство по прекращению выдачи ссылок на нелегально размещенные в интернете произведения на всех действующих в РФ операторов поисковых систем.

Какой будет порядок исключения пиратского контента?

Сведения о включении информационной системы указателей страниц в реестр информационных систем будут размещены на официальном сайте Роскомнадзора не позднее трех дней со дня принятия решения об этом. Затем Роскомнадзор в течение трех дней со дня принятия решения о включении информационной системы в реестр направит операторам поисковых систем, распространяющим в интернете рекламу, которая направлена на привлечение внимания российских потребителей, уведомление о необходимости обеспечения взаимодействия с соответствующей информационной системой указателей страниц.

Далее у оператора поисковой системы будет 10 дней, чтобы обеспечить взаимодействие с соответствующей информационной системой указателей страниц.

Как правообладателю подать заявление?

Для внесения указателей страниц сайтов, на которых размещена информация без разрешения, правообладатель должен подать заявление. Если правообладатели не участвовали в создании информационной системы указателей страниц, то подать заявление можно будет через организации, представляющие интересы таких правообладателей. Взаимодействие правообладателей и таких организаций с информационной системой указателей страниц будет осуществляться на основании договоров.

Заявление должно содержать:

  • сведения о правообладателе или лице, уполномоченном правообладателем:

а) для физического лица — фамилию, имя, отчество, паспортные данные (серия и номер, кем выдан, дата выдачи), контактную информацию (номера телефона и факса, адрес электронной почты);

б) для юридического лица — наименование, место нахождения и адрес, контактную информацию (номера телефона и факса, адрес электронной почты);

  • информацию об объекте авторских или смежных прав, размещенном на сайте без разрешения правообладателя или иного законного основания;

  • указатели страниц сайтов, на которых без разрешения правообладателя или иного законного основания размещена информация, содержащая объекты авторских или смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием интернета;

  • указание на наличие у правообладателя прав на объект авторских или смежных прав, размещенный на сайте без разрешения правообладателя или иного законного основания;

  • указание на отсутствие разрешения правообладателя на размещение на сайте информации, содержащей объект авторских или смежных прав, или информации, необходимой для его получения с использованием интернета;

  • согласие заявителя на обработку его персональных данных (для заявителя — физического лица).

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей или ошибок в заявлении владелец информационной системы вправе направить правообладателю в течение 24 часов с момента получения заявления уведомление об уточнении представленных сведений. Такое уведомление можно будет направить правообладателю однократно.

В течение 24 часов с момента получения уведомления правообладатель принимает меры, направленные на восполнение недостающих сведений, устранение неточностей и ошибок, и направляет владельцу информационной системы указателей страниц уточненные сведения.

Какой будет порядок исключения ссылок из поисковиков?

В течение 24 часов с момента получения заявления или уточненных правообладателем сведений владелец информационной системы включает указатели страниц, указанные в заявлении правообладателя, в информационную систему.

Оператор поисковой системы после этого прекращает выдачу содержащихся в такой информационной системе указателей страниц не позднее шести часов с момента включения в нее соответствующих сведений об указателях страниц.

Как исключить сведения из информационной системы?

При наличии у владельца сайта доказательств, подтверждающих правомерность размещения на принадлежащем ему сайте информации, содержащей объект авторских или смежных прав, владелец сайта вправе направить владельцу информационной системы указателей страниц заявление об исключении указателей страниц из информационной системы. Но для исключения нужно приложить имеющиеся доказательства того, что авторские или смежные права не нарушаются.

Затем указатель страницы сайты исключат из информационной системы указателей страниц. А оператор поисковой системы будет обязан возобновить выдачу сведений о соответствующих указателях страниц не позднее шести часов с момента их исключения из информационной системы.

Будут ли поисковики отвечать за блокировку?

В законопроекте также предусмотрено исключение ответственности операторов поисковой системы перед правообладателями и пользователями за ограничение доступа к информации, обусловленное выполнением требований, установленных законом.


Принять к сведению

В конце октября 2021 г. Правительство РФ поддержало законопроект, но предложило внести ряд дополнений. В частности:

  • предусмотреть процедуру предварительного уведомления владельца сайта о включении его сайта в информационную систему указателей страниц;

  • уточнить способ обращения к владельцу информационной системы указателей страниц и порядок действий в случае включения сайта в несколько информационных систем указателей страниц;

  • закрепить обязанность представления доказательств неправомерного размещения информации в интернете;

  • ввести необходимость проведения проверочных мероприятий, подтверждающих нарушение авторских или смежных прав в интернете;

  • установить ответственность за неправомерное включение указателей страниц в информационную систему.