Передача залогодателем предмета залога кредитору — реализация

| статьи | печать

При обращении взыскания на заложенное имущество происходит переход права собственности на него, и у залогодателя в связи с этим возникает доход от реализации (постановление АС Уральского округа от 03.09.2021 № Ф09-6540/21 по делу № А76-33483/2020).

Суть дела

Банк выдал заемщику кредит. Компания выступила по кредитному договору в роли залогодателя, предоставив в залог свою недвижимость в обеспечение своевременной уплаты заемщиком кредита, процентов по нему, неустойки и всех издержек, связанных с погашением кредита.

В связи с тем, что заемщик не вернул кредит, решением суда было обращено взыскание на заложенное имущество компании путем его продажи с публичных торгов. Поскольку оно на торгах не было реализовано, банк согласился оставить это имущество за собой.

В ходе проверки налоговики пришли к выводу, что, передав имущество банку, компания реализовала его и у нее возник доход от реализации. В связи с этим они доначислили ей налог на прибыль.

Компания с этим не согласилась и обратилась в суд. По ее мнению, никакой реализации не было. То, что в результате передачи банку предмета залога компания получила право требовать от заемщика возврата суммы кредита и уплаты процентов по нему, не означает, что у нее возник доход от реализации. В данном случае должны применяться правила учета доходов и расходов по налогу на прибыль, применяемые к заемным правоотношениям, то есть положения ст. 279 НК РФ.

Решение судов

Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Они отметили, что в целях налогообложения реализацией считается передача на возмездной основе права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ). Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (п. 1 ст. 271 НК РФ). При применении метода начисления датой получения дохода от реализации является дата реализации товаров, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ). Выручка от реализации включает все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 249 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 334 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, требование залогодержателя может быть удовлетворено путем передачи предмета залога залогодержателю (оставления у залогодержателя). Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона вследствие исполнения обязательства поручителем должника или не являющимся должником по этому обязательству залогодателем (подп. 3 п. 1 ст. 387 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено законом или договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание предмета залога и связанных с обращением взыскания на предмет залога и его реализацией расходов (ст. 337 ГК РФ).

Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество (п. 2 ст. 237 ГК РФ).

В силу ч. 14 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче нереализованного имущества должника взыскателю, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи. Суды указали, что, учитывая специальную процедуру приобретения кредитором нереализованного имущества должника, такой акт приема-передачи фактически является эквивалентом договора купли-продажи. Таким образом, в ситуации оставления за залогодержателем нереализованного предмета залога (имущества), то есть передачи залогодателем права собственности на предмет залога залогодержателю в связи с неисполнением заемщиками обеспеченных залогом обязательств, такая передача, в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, признается реализацией. Потому передающая сторона отражает доход от реализации для целей исчисления налога на прибыль. Это подтверждается разъяснениями из определений Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 08.02.2016 № 304-КГ15-13912 по делу № А03-13586/2014 и от 04.04.2016 № 308-КГ15-16486 по делу № А53-23032/2014.

Суды отклонили довод компании о том, что доходы от реализации заложенного недвижимого имущества не учитываются в составе доходов при исчислении налога на прибыль, так как стороной кредитного договора она не являлась и каких-либо денежных средств не получала. Положения ст. 249 НК РФ не устанавливают поступление денежных средств в качестве необходимого условия получения дохода от реализации. И нормы ст. 39 НК РФ не содержат в качестве безусловного признака реализации товара его передачу исключительно самим собственником, а не иным лицом, уполномоченным на реализацию такого товара в силу закона. Отклонили суды и довод компании о том, что при конфискации имущества судебным приставом его реализации не происходит, поскольку такой конфискации в рассмотренной ситуации не было.