Общепит, наконец, в целом «излечился» после пандемии

| статьи | печать

В результатах очередного замера динамики потребительского спроса, проводимого лабораторией СберИндекс и дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбера, аналитики СберИндекса отмечают восстановление трат в общепите — впервые с начала пандемии в отрасли не зафиксировано статистически значимого падения.

Аналитики СберИндекса продолжают напоминать, что сравнение динамики трат относительно уровня прошлого года пока крайне сложно интерпретировать в силу чрезвычайного влияния эффекта базы апреля и мая 2020 г. Поэтому для более наглядного отображения текущей динамики спроса они временно ввели сравнение с фиксированным периодом февраля и первой половины марта 2020 г. (01.02.2020—15.03.2020).

Без названных корректировок потребительские траты на неделе с 17 по 23 мая 2021 г. росли с темпом +19,4% год к году. Относительно же средненедельных объемов в период 01.02.2020—15.03.2020 динамика расходов россиян на рассматриваемой неделе изменилась несущественно — прирост относительно допандемического периода составил 6,3%. Авторы исследования отмечают, что такие показатели наблюдаются весь последний месяц, за исключением недели между майскими праздниками (дополнительные нерабочие дни). Они считают, что потребительский спрос стабилизировался на новом равновесном уровне.

Вторую неделю подряд объем трат в секторе услуг растет к значениям начала 2020 г. (+2,2% с корректировкой на сезонность).

На неделе 17—23 мая произошло знаковое для экспертов СберИндекса событие — полностью восстановились траты в общепите. По их оценкам, изменение к периоду 01.02.2020—15.03.2020 составило –0,3% (с корректировкой на сезонность). Отсутствие статистически значимого падения авторы исследования фиксируют впервые с начала пандемии.

Они отмечают, что вышел в плюс главный сегмент общепита — рестораны, где траты прибавляют 5,9%. На протяжении почти всего последнего года быстрее других восстанавливался фастфуд (+18,1%). В аутсайдерах бары и ночные клубы (–18,8%) в силу все еще действующих ограничений.

Отмечая восстановление общепита, исследователи Сбера делают важное уточнение, что нормализация трат потребителей не тождественна нормализации доходов бизнеса. Это особенно заметно им в региональном разрезе. Абсолютным лидером по темпам роста расходов в общепите является Краснодарский край (+30,3%), что связано с активизацией внутреннего туризма. А в ресторанах и барах обеих столиц аналитики СберИндекса наблюдают противоположную ситуацию. По их оценкам, в общепите Москвы падение трат составляет 18,8% относительно трендового уровня, а в Санкт-Петербурге — 22,8%. В обоих случаях главной причиной авторы анализа склонны считать отсутствие иностранных туристов, которые в первую очередь посещали два этих города.

Индекс потребительской активности также вернулся к максимумам года и составил 75,1 п., констатируют аналитики СберИндекса.