Ростехнадзор подготовил новый порядок по проверке организаций на соблюдение требований промышленной безопасности

| статьи | печать

Разработка нового Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области промышленной безопасности связана с вступлением в силу с 1 июля 2021 г. Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ). В настоящий момент проект проходит публичное обсуждение и размещен на сайте www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/07/02-21/00113256). Насколько радикальные произойдут изменения, читайте в нашем материале.

Напомним, что Федеральным законом № 248-ФЗ, вступающим в силу с 1 июля 2021 г., определены новые подходы к осуществлению государственного контроля (надзора). В связи с этим подготовленное Ростехнадзором новое положение значительно объемнее, чем действующее в настоящий момент (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1170). Если сравнивать по количеству пунктов, то в новом в пять раз больше пунктов (55 вместо 11) и структурировано оно по разделам — всего их шесть. И оно будет распространяться на все особо опасные производственные объекты, за исключением подведомственных Минобороны России, Службе внешней разведки, ФСИН, ФСО, ФСБ, Главному управлению спецпрограмм Президента РФ.

Круг проверяющих и их полномочия

Круг должностных лиц, имеющих право осуществлять надзор, не претерпел никаких изменений. Ими по-прежнему будут являться:

  • руководитель Ростехнадзора, его заместители, руководители структурных подразделений, начальники отделов и их заместители из центрального аппарата Ростехнадзора, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

  • федеральные госслужащие категории «специалисты» ведущей и старшей группы должностей в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Ростехнадзора;

  • руководители территориальных органов Ростехнадзора, их заместители, начальники отделов и их заместители.

Для проведения проверок можно будет привлекать общественных инспекторов в области промышленной безопасности.

Полномочия проверяющих также остались нетронутыми. При этом они должны соблюдать ограничения, установленные ст. 37 Закона № 248-ФЗ.

Виды проверок

В настоящий момент надзор осуществляется посредством проведения проверок, постоянного государственного надзора, принятия мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В новом положении виды проверок, их периодичность урегулированы более подробно.

В частности, предусмотрено, что плановые выездные проверки организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, будут проводиться в отношении объектов:

  • I или II класса опасности — один раз в год;

  • III класса опасности — один раз в три года.

В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки проводиться не будут.

При проведении выездных проверок, как и сейчас, должностные лица обязаны будут использовать проверочные листы, за одним исключением — проверок по контролю за исполнением предписаний.

Внеплановая проверка может проводиться в виде документарной проверки или выездной проверки.

В ходе выездных проверок могут производиться осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, инструментальное обследование, экспертиза, эксперимент. А в ходе документарной — получать письменные объяснения, истребовать документы и проводить экспертизу.

Обратите внимание, что в новом положении появилась возможность проведения эксперимента, то есть теста ситуации (объявление учебной тревоги), имитирующей возникновение аварии на объекте, направленного на проверку готовности организации или ИП к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом соответствующих мероприятий.

Результаты такого эксперимента будут оформляться протоколом, который прикладывается к акту проверки.

Постоянный государственный контроль (надзор) будет устанавливаться на опасных производственных объектах I класса. Он заключается в возможности постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц территориальных органов Ростехнадзора на опасных производственных объектах и совершении ими контрольных (надзорных) действий в соответствии с утвержденным графиком. В рамках постоянного контроля осуществляются такие же действия, как и при выездных проверках, за исключением экспертизы.

Должностные лица в рамках постоянного контроля оценивают:

  • состояние зданий, сооружений, помещений объекта, территории или частей территории объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;

  • работоспособность приборов и систем контроля безопасности на объекте;

  • пригодность к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;

  • обеспечение охраны и контрольно-пропускного режима на объекте (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»);

  • организационно-распорядительную, техническую, разрешительную, учетную и иную документацию, наличие которой на объекте предусмотрено обязательными требованиями, ее соответствия указанным требованиям;

  • организацию и функционирование системы управления промышленной безопасностью и т.п.

Отметим, что установление в отношении опасного производственного объекта режима постоянного государственного контроля (надзора) не исключает проведение плановых и внеплановых проверок.

Графики проведения постоянных контрольных (надзорных) действий утверждаются территориальными органами Ростехнадзора в форме приказа, копия которого в течение трех рабочих дней после издания должна быть направлена в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего опасный производственный объект, в отношении которого установлен постоянный государственный надзор.

Досудебный порядок обжалования

Действия (бездействие) должностных лиц Ростехнадзора, решения, принятые ими в ходе проверок, могут быть обжалованы в досудебном порядке.

Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Ростехнадзора будет рассматриваться его руководителем или заместителем. И далее по всей иерархической лестнице.

Эффективность надзора

Законодательство обязывает федеральные органы исполнительной власти следить за результативностью и эффективностью проверок. В связи с этим в новом положении появился самостоятельный раздел, касающийся их оценки.

В частности, определено, что оценка результативности и эффективности государственного надзора будет осуществляться в соответствии с принципами, установленными в ст. 30 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

А ключевыми показателями эффективности и результативности проверок будет являться снижение количества:

  • аварий, произошедших на промышленных объектах;

  • случаев со смертельным исходом в результате аварий, произошедших на промышленных объектах;

  • лиц, травмированных в результате аварий, произошедших на промышленных объектах.

Помимо этого, Ростехнадзор будет ежегодно готовить доклад о видах контроля с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях видов контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

***

Планируется, что новое положение начнет действовать синхронно с Законом № 248-ФЗ, то есть с 1 июля 2021 г.