Урокам труда — да!

| статьи | печать

Надо ли возвращать в общеобразовательные школы уроки труда советского типа, вопрос на пороге «индустрии 4.0» спорный. Наш верный читатель, ветеран школьного образования и бывший старший преподаватель МПГУ Владимир Семенихин убежден, что это необходимо. Послушаем его — возможно, дело не только в том, чтобы подростки умели работать ножовкой и строчить ровные стежки.

В Совете Федерации 27 января состоялось обсуждение национального проекта «Образование», представленного Министром просвещения Сергеем Кравцовым. Совет был неудовлетворен проектом. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко указала на главный недостаток: «Практически ничего сегодня не было сказано о среднем профессиональном образовании, а это — проблема из проблем. «...» Хотелось бы увидеть цельную картину понимания министерством данных вопросов. Думаю, нам нужен более серьезный и обстоятельный разговор с министром».

Отрадно, что Совет Федерации глубоко вникает в проблемы образования. Ведь школа — одна из главных опор государства. Сила любой страны — в образованности, высокой профессиональной квалификации и творческой активности народа.

В. Матвиенко указала на самую главную проблему школы. Каждый ее выпускник должен стать Работником! Как педагог с большим стажем (работать в школе начал в 1959 г.) считаю, что главная задача школы — готовить детей к трудовой жизни.

Школы готовят белоручек

Во все времена людей ценили по их способности работать. Значит, трудоспособность — главное качество человека. Его основу составляют физическое и психическое здоровье, трудовые умения. Задачу укрепить здоровье, развить интеллект и трудовые способности подрастающего поколения государство возложило на школу и систему профессионального образования. Цель: юноши и девушки в 18 лет должны входить в жизнь с профессией и желанием работать. Задача судьбоносная, так как только трудоспособные люди содержат государство и своих нетрудоспособных сограждан. А современная школа выполняет поставленную задачу?

К сожалению, школа выполняет только образовательную функцию. Даже закончив 11-й класс, молодые люди не имеют специальности и не могут заработать на жизнь. Они остаются иждивенцами на доходы родителей. Значит, в 18 лет им опять надо становиться учениками, чтобы получить профессию. Не все пойдут в ВУЗы. А к выбору рабочих профессий школа их не подготовила.

Нынешняя школа воспитывает белоручек, привыкших к работе за столом и компьютером. Городские дети не знают, что такое принести ведро воды, напилить и наколоть дров. Вода и тепло сами приходят в дом, белье стирает машина. А жизнь требует людей, способных к физическому труду. Иначе кто будет строить дома, электростанции, самолеты и корабли? Ясно, что не космические пришельцы. Сейчас, из - за коронавируса, в строительстве не хватает рабочих. Они на 90 процентов комплектуются из мигрантов, когда в стране много безработных. Почему наши безработные не идут в строители? Потому, что школа не воспитывает у подростков «Эту привычку к труду благородную», о которой так проникновенно писал Некрасов. Все школьные годы дети привыкают к работе за столом. Работа за верстаком и станком им не знакома и многих пугает.

Давайте посмотрим, как сформулирована цель школьного образования в федеральном законе об образовании. В пояснительной записке сказано, что цель школьного образования — «...воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Это хорошее пожелание. Вместо концепции — пустота.

Система образования должна иметь ясную цель. Лучше всех ее сформулировала Надежда Крупская: «Школа должна воспитывать людей с передовым мировоззрением, подготовленных в теории и на практике к физическому и умственному труду». Сказано коротко и ясно. Остается добавить: закончив среднее образование, молодые люди должны иметь профессию. Иначе зачем учить их до восемнадцати лет? Только зная цель, можно строить систему образования. Нынешняя школа готовит только к умственному труду. Подготовки к физическому и техническому труду не дает.

Совсем недавно, до середины девяностых годов прошлого века, в школе было трудовое обучение. С пятого по девятый класс мальчики работали в столярной и слесарной мастерских. Учились работать ручными инструментами и на станках. Девочки изучали швейные машины, шитье одежды, кулинарное искусство, ведение домашнего хозяйства. Подростки развивали свои трудовые способности, изучали азы техники и производства. В конце каждого полугодия в школах устраивали выставки изделий учащихся. Большим событием был ситцевый бал 8 марта, на который девочки приходили в сшитых ими платьях. Дети любили уроки труда. После девятого класса многие охотно шли осваивать рабочие профессии.

Уроки труда давали не только знания и умения, они воспитывали характер, развивали смекалку и волю. Работая пилой и напильником, строгая рубанком, мальчишки получали удовольствие от физических усилий и результата работы, когда заготовка принимала нужную форму, а шершавый деревянный брусок становился гладким и на нем проявлялся узор текстуры. В процессе работы развиваются органы чувств, воображение, становятся сильными и умелыми руки. Известно, что работа руками совершенствует мышление. Ни один учебный предмет не дает такого всестороннего развития. Трудовая деятельность настраивает мышление на созидательный и творческий лад. Только в процессе работы появляются идеи о совершенствовании конструкции и технологии.

Сейчас вместо уроков труда преподают технологию. Это теоретический предмет. Учащиеся по картинкам и учебнику изучают инструменты, станки и процесс изготовления вещей. Практической и психологической подготовки к труду он не дает. Подростки начинают думать, что производство — это только интеллектуальная работа, не требующая физического и волевого напряжения.

Надо вернуть в школы станки и швейные машинки

В большинстве школ есть помещения для учебных мастерских и кабинеты для швейных работ и кулинарии. Надо оснастить их оборудованием, а преподавателей технологии подготовить к преподаванию трудового обучения. Деньги на супермастерские и кванториумы целесообразнее истратить на оснащение школьных мастерских и возрождение заводов учебной промышленности, которые в советское время делали прекрасные инструменты и станки для школ.

В настоящее время трудовое обучение пытаются подменить игрой с 3D—принтерами и сборкой роботов из готовых блоков. Это развивающие игры. Они интересны и полезны, но трудовых навыков по обработке материалов не дают. Им место в кванториумах и кружках.

Работа в школьных мастерских по два часа в неделю — это профилактика от боязни физической работы и зависимости от компьютерных игр. Хочу подчеркнуть, подросткам нужна работа по обработке материалов ручными инструментами и на станках. Вещь, сделанная своими руками, ценнее игрушек, собранных из деталей конструкторов.

Если подросток с десяти лет не работал ручными инструментами, не преодолевал сопротивление дерева и металла, если он не испытал радость победы, сделав Вещь, — он не готов быть работником. У него нет физических и психологических качеств труженика.

Систему школьного образования надо менять. Обучение в школе до 18 лет — это элитарная школа. Она была во все времена. В ней правители и высшие чиновники учили детей управлять подданными. И сейчас детям владельцев заводов и газопроводов не надо думать о заработке. Их жизненный путь предрешен: университет, военная академия или дипломатическая служба. А семьям, живущим на ежемесячные заработки, тяжело содержать великовозрастных иждивенцев.

Школа должна быть девятилетней. После девятого класса юноши 16—18 лет, должны изучать профессии и науки в статусе студентов колледжей. Старшие классы школы должны стать колледжами по профилям: гуманитарным, химико-биологическим, физико-математическим. Наряду с изучением естественных и общественных наук студенты должны осваивать профессии. По окончании колледжа каждый должен получить документ о профессии. Только профессия делает человека готовым к самостоятельной жизни. Старый учитель труда, последний узник Шлиссельбургской каторжной тюрьмы, Иван Сергеевич Мельников не раз говорил мне древнюю мудрость: «Кто не учит сына ремеслу, тот готовит его к грабежу».

Трудовое обучение подростков с пятого по девятый класс, приобщение их к настоящему созидательному труду — необходимая ступень трудовой подготовки перед профессиональным образованием.

Восстановить трудовое обучение непросто. Начать надо с организации базовых школ в каждом регионе и в больших городах. Подготовить учителей из нынешних преподавателей технологии. Вначале оснастить мастерские инструментами для пятых — шестых классов. Постепенно, за три—четыре года дело сдвинется. Наладится производство оборудования, инструментов. Институты подготовят учителей. Трудовое обучение — практическая и психологическая подготовка молодежи к трудовой жизни. Затраты с лихвой окупятся высокой квалификацией работников.