Экономическая активность в декабре росла в США и Китае, стагнировала — в Европе и Японии

| статьи | печать

Деловая активность частных компаний в ведущих странах мира в декабре прошлого года продолжила свой рост. Композитный индекс PMI в Соединенных Штатах составил 55,7 балла, в Китае — 55,1. В еврозоне индикатор PMI поднялся до уровня 49,1 балла, не дотянувшись до границы «зеленой» области, в Японии — подрос до отметки 48,5 балла. Индекс глобальной экономической активности PMI по-прежнему демонстрирует позитив (52,7 балла), несмотря на новый виток пандемии.

Компании частного сектора США в конце ушедшего года сигнализировали о сильном, хотя и более скромном, чем в ноябре, росте производства. Композитный индекс PMI (U.S. Composite Output Index) равнялся 55,7 балла, что оказалось немного меньше ноябрьского уровня 58,6 балла, ставшего максимальным значением за предыдущие 68 месяцев.

Новые заказы продолжали расти, причем самыми быстрыми темпами с февраля 2019 г. Однако временные ограничения, связанные с продолжающейся пандемией, тормозили быстрый подъем спроса. Хотя внутренний спрос на продукцию компаний обрабатывающей промышленности и услуги сервисных фирм продолжал расти, предприятия отмечали сокращение новых экспортных заказов.

Предприниматели жаловались на серьезные сбои в цепочках поставок в декабре, причем задержки стали широко распространенным явлением.

Интересная деталь: в результате роста спроса на фоне сокращения предложения сырья и материалов произошло беспрецедентное увеличение цен компаний-поставщиков. В свою очередь производители были вынуждены поднимать свои отпускные цены самыми быстрыми темпами с апреля 2011 г., стремясь переложить более высокие издержки на плечи своих клиентов.

Деловые ожидания на 2021 г. оставались оптимистичными, но были «приглушены» неопределенностью в отношении последствий пандемии и растущими издержками. «Туманность» эпидемиологических перспектив также отразилась на замедлении роста занятости. Деловая уверенность была более выраженной в производственном секторе американской экономики, где фирмы активнее нанимали на работу новый персонал, а в сфере услуг занятость оставалась на прежнем уровне.

В Китае в последнем месяце прошлого года композитный индекс производственного сектора составил 55,1 балла, что на 0,6 п.п. ниже, чем в ноябре. Однако индикатор оставался выше уровня 55 баллов в течение четырех месяцев подряд, что свидетельствует о восстановлении производственной дея­тельности китайских компаний.

В непроизводственном сегменте китайской экономики индекс деловой активности PMI равнялся 55,7 балла, что также указывает на улучшение экономической конъюнктуры в финальном месяце ушедшего года.

Бизнес еврозоны видит «свет в конце тоннеля»

Экономическая активность в европейских странах в декабре 2020 г. сделала шаг к границе благоприятного климата, так как весомый рост производства в обрабатывающей промышленности смог противостоять дальнейшему сокращению динамики сектора услуг. Композитный индекс PMI еврозоны (Eurozone Composite PMI) с ноябрьского показателя 45,3 балла вырос до 49,1 балла в последнем месяце прошлого года. При этом рост объемов промышленного производства ускорился, а размер оказания услуг, наоборот, уменьшился четвертый месяц подряд, хотя темпы его снижения замедлились до минимального уровня с сентября, поскольку все меньше компаний сообщали о проблемах, связанных с COVID-19.

Объем новых заказов немного увеличился, чему способствовало ускорение темпов роста заказов в производственном секторе и существенное замедление темпов их сокращения в сервисной отрасли по сравнению с ноябрем.

Занятость снижалась в декабре самыми медленными темпами с начала пандемии. Тем не менее в еврозоне в целом она сокращалась десятый месяц подряд, причем число работников уменьшалось как в обрабатывающей промышленности, так и в сфере услуг. Более медленные темпы сокращения рабочих мест топ-менеджеры компаний во многом объясняли оптимистичными оценками развития своего бизнеса в предстоящем году, что, в свою очередь, часто ассоциировалось с обнадеживающими новостями о разработке вакцин против коронавируса. Деловые ожидания относительно выпуска продукции в ближайшие 12 месяцев выросли до самого высокого уровня с апреля 2018 г.

Частный сектор Японии «буксует»

Композитный индекс PMI частного сектора Японии (au Jibun Bank Japan Composite PMI) в декабре 2020 г. составил 48,5 балла. При этом в обрабатывающей промышленности деловая конъюнктура была значительно лучше, чем в сфере услуг. Индекс PMI обрабатывающего сегмента японской экономики вырос с уровня 49 баллов в последнем месяце осени до значения 49,7 балла в декабре, приблизившись к границе зоны благоприятного делового климата. Несмотря на то, что объем производства и размер новых заказов продолжали уменьшаться, темпы их сокращения были самыми слабыми за последние два года. Одновременно занятость в японских производственных компаниях выросла впервые с февраля 2020 г. Предпринимательская уверенность оставалась слабой, вместе с тем бизнес в производственном секторе с оптимизмом смотрит в будущее, и оценки объемов выпуска продукции на ближайшие несколько месяцев показали существенный рост.

Более пессимистичная картина наблюдалась в сфере услуг страны. Индекс PMI сервисного сектора Японии снизился до значения 47,2 балла в последнем месяце 2020 г. после показателя 47,8 балла в ноябре, сигнализируя о быстром сокращении объема предоставляемых услуг. Размер новых заказов резко упал, причем снижение происходило на внутреннем и зарубежном рынках. Занятость в сервисных компаниях продолжала уменьшаться. Предпринимательская уверенность ослабла, а деловые ожидания стали самыми пессимистичными за последние несколько месяцев.

«Компании частного сектора Японии продолжали сложную борьбу в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса, — отмечает экономист IHS Markit Усама Бхати (Usamah Bhatti). — Индикатор PMI свидетельствует о небольшом ухудшении экономической конъюнктуры в декабре 2020 г. Новые заказы сокращались на фоне снижения спроса, особенно со стороны зарубежных клиентов. Позитивной нотой стали минимальные за последние десять месяцев темпы сокращения персонала, причем в обрабатывающем секторе занятость даже немного подросла».