Росреестр предложил новый порядок работы апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании приостановки регистрации прав

| статьи | печать

Росреестр подготовил проект приказа «Об утверждении положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы» (размещен на портале www.regulation.gov.ru, ID 01/02/03-20/00100042).

В настоящий момент порядок формирования и работы апелляционной комиссии, а также перечень и формы документов, необходимые для обращения в нее, утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 № 193. Поскольку из пояснительной записки к проекту нового Положения о работе апелляционной комиссии ничего не сказано о причинах его подготовки, давайте посмотрим, насколько серьезные изменения ждут нас в случае принятия проекта.

Состав апелляционной комиссии

Первое изменение, которое обращает на себя внимание, касается ротации членов комиссии. Действующим положением предусмотрена ротация не менее половины количества членов апелляционной комиссии ежегодно, при наличии общего требования о ротации членов комиссии один раз в два года. Поскольку апелляционная комиссия состоит из трех представителей органа регистрации прав и трех представителей национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — национальное объединение), то непонятно, о какой половине речь — можно было поменять всех представителей СРО, а можно двух из них и одного чиновника.

Теперь в проекте Положения, так же как и сейчас, предусмотрена ротация членов апелляционной комиссии один раз в два года, но уточняется, что при этом обеспечивается ежегодная ротация в составе апелляционной комиссии не менее одного представителя органа регистрации прав и не менее одного представителя национального объединения. Также в новом Положении предлагается установить прямой запрет на вхождение в состав апелляционной комиссии лиц, состоящих в родстве между собой.

С семи до 20 рабочих дней предлагается увеличить срок, в течение которого Росреестр должен будет утвердить состав комиссии или его изменение. Также предлагается пересмотреть срок размещения копии акта Росреестра об утверждении (изменении) состава апелляционной комиссии на его официальном сайте с трех до пяти рабочих дней.

Росреестр предлагает изменить содержание акта об утверждении комиссии. Помимо сведений о местонахождении, почтовом адресе, адресе электронной почты и справочных телефонах апелляционной комиссии, а также сведений о лицах, включенных в состав апелляционной комиссии, с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности, в него предлагается включать сведения о лице, уполномоченном замещать члена апелляционной комиссии, осуществлять его права и исполнять обязанности в случаях, если член комиссии не может присутствовать на заседании лично в связи с отпуском, временной нетрудоспособностью или в связи с обстоятельствами, указывающими на наличие конфликта интересов при рассмотрении заявления, то есть о временном представителе.

При этом временный представитель не является членом апелляционной комиссии и только на период подготовки и проведения заседания апелляционной комиссии наделяется правами и обязанностями члена апелляционной комиссии, заявившего о невозможности своего присутствия на таком заседании. В проекте Положения установлено, что временным представителем не может быть назначено лицо, состоящее в родстве с другим временным представителем или с членами апелляционной комиссии. Они, так же как и члены комиссии, подлежат ротации один раз в два года.

В связи с этим в акте об утверждении состава комиссии также будут указываться сведения об одном временном представителе от органа регистрации прав и об одном временном представителе от национального объединения с указанием их фамилии, имени, отчества (последнее — при наличии) и занимаемой должности.

Секретарь комиссии будет проверять заявления на их соответствие требованиям

Росреестр предлагает возложить работу по проверке заявления об обжаловании решений о приостановлении на соответствие установленным требованиям на секретаря комиссии. Именно он будет информировать заявителя о том, что его заявление не принято к рассмотрению апелляционной комиссией. У него на это будет всего три рабочих дня с момента регистрации заявления.

Кроме того, секретарь будет отвечать за ознакомление членов комиссии и временного представителя с заявлением об обжаловании решения о приостановлении, а также с документами и материалами, подготовленными к заседанию апелляционной комиссии.

Порядок работы комиссии

В связи с появлением в проекте Положения фигуры временного представителя в регулировании работы комиссии появились нормы, определяющие механизм информирования председателя комиссии о невозможности ее члена присутствовать на ее заседании и, соответственно, механизм привлечения временного представителя.

В случае невозможности участия в заседании апелляционной комиссии временного представителя и в связи с необеспечением кворума на таком заседании председатель апелляционной комиссии перенесет заседание на другой день в пределах срока (не более чем 30 дней со дня регистрации заявления).

Как и прежде, член комиссии, проголосовавший против принятого апелляционной комиссией решения, вправе в письменном виде изложить свое особое мнение, которое является неотъемлемой частью протокола заседания апелляционной комиссии. Вот только одно дополнение — это «особое мнение» должно быть представлено председателю апелляционной комиссии в день заседания апелляционной комиссии. Но как это сделать физически, если, например, заседание было назначено на 17:00?

В новое Положение также включена норма, согласно которой при поступлении заявления в нерабочий день оно должно быть зарегистрировано не позднее следующего за ним рабочего дня в книге регистрации заявлений об обжаловании решений о приостановлении. Кроме того, при получении заявления в виде почтового отправления расписка о его получении будет направляться заявителю также почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении, или по электронной почте.

Зафиксирована возможность подачи заявления в форме электронного документа кадастровым инженером, изготовившим межевой план, технический план или акт обследования, по результатам рассмотрения которых органом регистрации прав было принято решение о приостановлении. Сделать он это сможет с помощью электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера».

Немаловажным дополнением в порядке работы комиссии является требование по ведению аудиозаписи заседания. Сейчас его нет.

Планируется, что новый приказ Росреестра вступит в силу 1 августа 2020 г.