Специалистов по техосмотру транспортных средств планируют собрать под крышей СРО

| статьи | печать

На днях на рассмотрение Госдумы поступил доработанный законопроект, предусматривающий объединение специалистов по технической экспертизе транспорта в саморегулируемую организацию (СРО). Размер ее компенсационного фонда предположительно составит минимум 5 млн руб., а имущественная ответственность за ущерб, причиненный каждым экспертом, по договору страхования ответственности — минимум 30 000 руб. При недостаточности страховой выплаты для возмещения ущерба потерпевшие будут обращаться в СРО за возмещением вреда из компенсационного фонда.

Первоначальный текст законопроекта № 300938-6 «О саморегулировании в области независимой технической экспертизы транспортных средств» (далее — Проект) не устроил Правительство РФ, и вот после доработки скорректированный текст документа поступил на рассмотрение в Госдуму. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что саморегулирование деятельности экспертов-техников — уже объективно сложившаяся необходимость, так как достаточного контроля в области независимой технической экспертизы транспортных средств до сих пор не существует. Обусловленное же сложившейся ситуацией низкое качество услуг по независимой технической экспертизе приводит к большому числу разногласий между страховщиками и потерпевшими при выплате страхового возмещения и создает значительную социальную напряженность в этой сфере. Очевидно, что добросовестное исполнение техническими специалистами возложенных на них обязанностей напрямую влияет на защиту прав и интересов страхователей по договору ОСАГО. А такие договоры, как известно, обязаны заключать все автовладельцы.

Каждый эксперт проспонсирует СРО минимум на 25 000 руб.

Проект регулирует отношения, связанные с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций в области независимой технической экспертизы транспортных средств, взаимодействием таких организаций и их членов, потребителей оказанных ими услуг, органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Под СРО Проект понимает созданную с целью контроля деятельности в указанной области некоммерческую организацию, основанную на членстве экспертов в этой же области. Некоммерческая организация может быть включена в единый государственный реестр СРО (далее — реестр) только при соблюдении следующих условий (ч. 3 ст. 2 Проекта):

■ объединение в ее составе не менее чем 200 получивших высшее профессиональное образование, прошедших профессиональную переподготовку и аттестацию в соответствии с требованиями федерального законодательства и включенных в государственный реестр экспертов-техников. При этом эксперт может быть одновременно членом только одной СРО (п. 1 ч. 1 ст. 8 Проекта);

■ наличие компенсационного фонда, который формируется за счет взносов каждого ее члена в денежной форме в размере минимум 25 000 руб. и составляет минимум 5 млн руб. ( абз. 3 ч. 3 ст. 14 Проекта);

■ наличие коллегиального органа управления в составе не менее чем семи человек, из которых только 25% могут не быть экспертами, функционально специализированных органов и структурных подразделений (абз. 1 и 11 ч. 3 ст. 10 Проекта);

■ наличие внутренних стандартов и правил деятельности в области независимой техничес­кой экспертизы транспортных средств.

СРО обязана раскрывать необходимую информацию на своем официальном сайте в Интернете (которого пока еще нет), в том числе ФИО и стаж экспертов в рассматриваемой области, список прекративших членство лиц, информацию о несоответствии СРО законным требованиям и планы по прекращению подобного несоответствия, а также о размере компенсационного фонда и его управляющей компании, о договорах страхования ответственности членов СРО и о страховщиках (ст. 6 Проекта). Проект предусматривает применение в определенных случаях к членам СРО дисциплинарных взысканий по жалобам в специальный орган СРО — дисциплинарный комитет (ст. 12).

После ликвидации имущество СРО «заморозят» на четыре года

Статус СРО организация приобретает с момента включения ее в реестр и теряет при исключении из него уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций (ч. 2 ст. 2, ч. 6 ст. 7 Проекта). На сегодняшний день им является Росреестр (ч. 1 ст. 20 и 21 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», абз. 4 п. 1 Положения о Росреестре, утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, п. 2 и 11 Регламента, утв. приказом Минэкономразвития России от 07.10.2011 № 552). Реорганизация СРО Проектом не предполагается, а ликвидация будет осуществляться при обязательном включении в ликвидационную комиссию представителя Национального объединения СРО. Именно этому объединению потом должно перейти составляющее компенсационный фонд СРО имущество. Только через четыре года после ликвидации оно может передаваться обратно бывшим ее членам и в размере, не превышающем размера их взноса после возмещения причиненного экспертом вреда (ч. 6 и 7 ст. 2, ч. 8 ст. 16 Проекта). Национальное объединение должно осуществлять надзор за СРО и состоять не менее чем из половины таких СРО, объединяющих не менее половины всех экспертов-техников. В состав этого объединения также должны войти потребители услуг в рассматриваемой области (ч. 2 и абз. 2 ч. 5 ст. 18 Проекта).

Компенсация за недостоверную экспертизу может превысить 1 млн руб.

При причинении убытков заказчику технической экспертизы Проектом предполагается обязанность по их возмещению в полном объеме возложить на эксперта-техника или его работодателя. Для этого эксперт должен будет при вступлении в СРО заключить договор обязательного страхования ответственности в области независимой технической экспертизы (ч. 1 и 2 ст. 14 Проекта), к которому Проект предъявляет следующие требования (ст. 15 Проекта):

  • размер страховой суммы — не менее 30 000 руб. (ч. 3 ст. 14 Проекта);
  • объект страхования — имущественные интересы, связанные с риском ответственности эксперта-техника (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику или третьим лицам;
  • страховой случай — установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба экспертом в результате нарушения требований законодательства, стандартов и правил деятельности СРО, членом которой являлся этот эксперт на момент причинения ущерба;
  • страховая выплата равна размеру причиненного ущерба, но не более размера страховой суммы;
  • срок договора — минимум один год с условием возмещения ущерба в течение трехлетнего срока исковой давности (п. 2 ст. 966 ГК РФ);
  • вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, размер которого зависит от стажа эксперта, количества страховых случаев и иных подобных обстоятельств.

При нехватке средств, полученных в качестве страховой выплаты, отказе эксперта от возмещения ущерба или неполучении от него в разумный срок ответа заказчик будет обращаться с требованием о выплате компенсации в соответствующие СРО или Национальное объединение. Размер выплаты за счет компенсационного фонда составит максимум 25% от него по одному страховому случаю за одного эксперта, а это минимум 1,25 млн руб. (ч. 3, 7 и 8 ст. 16 Проекта). Сохранение и увеличение средств компенсационного фонда ложится на плечи управляющей компании (ч. 1 ст. 17 Проекта).