1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать

Вопрос о требованиях, предъявляемых к гарантам, обсуждался на заседании «круглого стола» «Проблемы перехода ценных бумаг при реализации положений главы XI.I Закона «Об акционерных обществах», информационным спонсором которого выступил еженедельник «ЭЖ»

Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон «Об АО») предусмотрены процедуры принудительного и добровольного выкупа акций у миноритарных акционеров по требованию владельца крупного пакета акций. В рамках мероприятия по добровольному выкупу инициатор - потенциальный покупатель акций - должен заручиться банковской гарантией на общую сумму планируемых к приобретению акций. Вопрос о требованиях, предъявляемых к гарантам, стал предметом обсуждения на заседании  «круглого стола»  «Проблемы перехода ценных бумаг при реализации положений главы XI.I Закона «Об АО», информационным спонсором которого выступил еженедельник «Экономика и жизнь».

С июля 2006 года изменен порядок приобретения крупных пакетов акций открытого акционерного общества (Федеральным законом от 05.01.2006 № 7-ФЗ были внесены изменения в Закон «Об АО»). В соответствии с этими изменениями предложение лица о добровольном приобретении более 30% ценных бумаг акционеров открытого акционерного общества должно обеспечиваться банковской гарантией, которая призвана защитить интересы акционеров, продающих свои акции.

Согласно п. 3 ст. 84.2 Закона «Об АО» к добровольному предложению о приобретении акций должна быть приложена банковская гарантия, которая предусматривает обязательство гаранта уплатить прежним владельцам ценных бумаг цену проданных ценных бумаг в случае неисполнения лицом, направившим добровольное предложение, обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги п. 5 ст. 84.1 (Закона «Об АО»).

Действующее законодательство не предусматривает каких-либо специальных ограничений в отношении лиц, уполномоченных выступать в качестве гарантов. Главное – выполнение установленных законодательством требований. Так, в соответствии со ст. 368 ГК РФ, гарантом по банковской гарантии может выступать банк, иное кредитное учреждение, страховая организация.

Учитывая упомянутые нормы, содержащие небольшой набор требований к гарантам, можно утверждать о наличии права у иностранных банков выступать в качестве гаранта. Под иностранным банком согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.90 № 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности» понимается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Отсутствуют какие-либо законодательные ограничения к числу гарантов по одной банковской гарантии, в связи с чем банковская гарантия может быть выдана несколькими банками, в том числе с долевым характером обязательств участников банков-гарантов, на основании заключенного между ними соглашения. Такая гарантия в банковской сфере именуется синдицированной.

По мнению представителя Юридического департамента Управления правового обеспечения банковской деятельности ЦБ России, «Любая кредитная организация, в том числе зарегистрированная вне территории России и не ведущая банковскую деятельность на территории России, а также несколько кредитных организаций, вправе выдавать гарантии, упомянутые в ст. 84.1 Закона «Об АО». Такой ответ был получен из ЦБ России 22 января 2008 года по запросу организатора «круглого стола» - журнала «Акционерный вестник».

По нашему мнению, неограниченный субъектный состав гарантов, с одной стороны, не позволит банкам взвинчивать цены на услуги предоставления гарантий, а с другой - может привести к нарушениям. Например, информацию о банке-гаранте, который зарегистрирован в Российской Федерации, можно получить, направив соответствующий запрос в ЦБ РФ. А информацию об иностранном гаранте, о наличии у него банковской лицензии, о соответствии денежного запаса иностранного гаранта сумме выданной гарантии не является доступной в сравнении с российскими организациями. Представляется, что правовой пробел еще станет предметом судебных разбирательств, если соответствующие нормы не будут включены в законодательство РФ.