1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать

Сети виноваты в росте цен на продукты

Выплаты поставщиков ритейлерам вместе с торговой наценкой самих сетей могут занимать до 80% в конечной стоимости товара. К такому выводу пришла Федеральная антимонопольная служба России (ФАС).

Контрольные мероприятия были проведены в торговых сетях «Пятёрочка», «О’кей», «Дикси» и «Лента», занимающих около 60% розничного рынка Санкт-Петербурга. В каждой сети ведомство проанализировало не менее 40 договоров с поставщиками за 2005—2007 годы и первое полугодие 2008 года, дополнительно были сделаны запросы ещё 16 поставщикам. Проверка показала, что практически во всех договорах поставки содержались требования, нарушающие антимонопольное законодательство.

«Эти результаты имеют универсальный характер, — утверждает автор исследования, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. — Это проблема не только рынка Санкт-Петербурга, но и всей страны в целом».

Нарушением антимонопольного законодательства Т. Нижегородцев называет растущие отсрочки по платежам и бонусную политику ведущих сетей. Если в 2005 году выплаты поставщиков в пользу сетей составляли от 1 до 5% от объёма поставки, то в 2007 году выплаты в сети «Пятёрочка» достигли 16,5%, в «Дикси» — 14%. В первом полугодии 2008 года выплаты резко выросли по всем сетям, и наибольший рост опять произошёл в «Пятёрочке» (27%) и «Дикси» (22%). По итогам 2008 года, после выплат поставщиками в пользу сетей годовых бонусов, эти показатели вырастут ещё больше, отмечается в исследовании. Отсрочка по платежам за реализованный товар практически у всех торговых сетей в 2005 в среднем составляла 21—25 банковских дней, в 2008 году она увеличилась до 45—50 дней, в ряде случаев до 65 дней.

«Все наши действия направлены на то, чтобы предложить покупателям продукты по доступным ценам, несмотря на кризис», — утверждают в X5 Retail Group, куда входит «Пятёрочка». В компании говорят, что «Пятёрочка» вводит с апреля стратегию «самых низких цен», производителям сеть платит строго в срок и снижает отсрочку платежей сельхозпроизводителям и поставщикам небрендированной сельхозпродукции до 14 дней, отменив им бонусы за вход.

Однако опрос поставщиков, проведённый ФАС, по состоянию на 1 марта 2009 года показал, что тенденция роста выплат сохранилась и в договорной практике этого года. Так, к примеру, рост бонусных выплат по опрошенным поставщикам бакалеи в «Пятёрочке» в 2009 году по сравнению с предыдущим годом составил от 50 до 70%.

«ЭЖ»