Что за время наступило на рынке автомобильных перевозок

| новости | печать

Дочерняя компания Сбербанка Strategy Partners представила результаты аналитического отчета «Тренды автомобильных грузоперевозок в РФ в 2023 г. Перспективы роста».

В рамках анализа эксперты компании выполнили обзор рынка автомобильных грузоперевозок, а также рынка LCV и грузовых автомобилей РФ.

Они констатируют, что автомобильные перевозки — наиболее востребованный в мире вид грузоперевозок, а текущие тенденции рынка требуют от компаний повышения их эффективности и внедрения новых технологий. В 2022 г. российский рынок FTL-перевозок вырос на 5% и составил порядка 2 трлн руб. Самыми крупными являются FTL-перевозки в сегменте тяжелых грузовиков (грузоподъемностью более 12 т). Этот сегмент составил порядка 1,15 трлн руб. При этом аналитики Strategy Partners отмечают, что большинство игроков этого сегмента работали по инвестиционной бизнес-модели и находились в процессе перехода к операционной бизнес-модели.

Среди основных тенденций на мировом рынке эксперты компании отмечают рост ограничений отрасли в связи с пандемией COVID-19, геополитической ситуацией, а также усилением контроля отрасли со стороны государств. Также они отмечают рост сделок по слиянию и поглощению, увеличение количества случаев банкротства и ухода перевозчиков с рынка. Кроме того, компании внедряют новые технологии, такие как продвинутая аналитика, искусственный интеллект и другие инструменты повышения устойчивости предприятий. Благодаря развитию политики снижения выбросов, росту стоимости топлива и ряду других факторов растет спрос на гибридный и электротранспорт. Одни из ключевых тенденций — усиление регулирования в области безопасности, а также нехватка рабочей силы. Рост стоимости топлива также формирует долгосрочный тренд на повышение востребованности беспилотных грузовиков.

Отчет подтверждает схожесть структуры российского и американского рынков грузоперевозок (FTL- и LTL-перевозок). Но, в отличие от России, лидеры США фокусируются на одном ключевом сегменте (в основном на FTL), хотя активно представлены в сегментах LTL, 3PL и мультимодальных перевозках. В РФ прослеживается более четкая специализация, самые крупные игроки отрасли представлены в одном—двух сегментах. Эксперты Strategy Partners прогнозируют, что рынок LTL в России будет расти быстрее FTL, однако FTL сохранит наибольшую долю. 3PL выглядит привлекательным сегментом в десятилетней перспективе.

Аналитики считают драйверами роста сегментов обеление рынка грузоперевозок, ежегодный прирост оборота сетевой розничной торговли на уровне 13% до 2030 г., активный рост e-commerce с ежегодными темпами на уровне 33% до 2024 г., экспансию торговых сетей в регионы, e-commerce, желание компаний передавать логистические услуги на аутсорсинг.

Авторы анализа констатируют, что крупнейшие компании в России и США преимущественно работают со стандартным и рефрижераторным видами грузов. Они не уходят в диверсификацию своего бизнеса по следующим причинам: из-за высокой стоимости решений, высокой стоимости нишевой техники и ее обслуживания, специфичной клиентской базы и нестабильного спроса. При этом сейчас рефрижераторные перевозки внедряются во всех крупных компаниях.

Зачастую крупные компании предлагают нестандартные перевозки на основе партнерских или агентских соглашений с другими компаниями или индивидуальными перевозчиками. Целями таких соглашений могут быть комплексное предложение для клиентов и снижение рисков непостоянного спроса по причинам сезонности.

Начиная с апреля 2022 г. эксперты Strategy Partners наблюдают падение тарифов на грузовые перевозки из Санкт-Петербурга и Москвы, которые перестали быть грузовыми хабами для импортной продукции с северо-западного направления.

Максимальное падение ставок отмечается по маршрутам Санкт-Петербург — Москва (−25%), Москва — Казань (−24%), Нижний Новгород — Казань (−22%).

С восточного направления, наоборот, ставки возросли, особенно по маршрутам Казань — Нижний Новгород (+44%), Казань — Москва (+36%), Новокузнецк — Новосибирск (+38%), Самара — Москва (+43%).

В 2022 г. после резкого падения тарифов на FTL-грузоперевозки в весенне-летний период к концу года ставки восстановились и превысили уровень декабря 2021 г. Пик зафиксирован в декабре 2022 г. По данным источника ATI.SU, индекс FTL-перевозок по всем типам кузовов превысил индекс декабря 2021 г.

Финансовая емкость рынка LCV и грузовых автомобилей на 2022 г. оценивается авторами анализа в 3,5 трлн руб. В него включены следующие сегменты: LCV (с грузоподъемностью более 3,5 т), среднетоннажные грузовики (8 — 12 т), тяжелые грузовики (12 — 20 т), полуприцепы (более 4 т), легкие среднетоннажные грузовики (3,5 — 8 т).

По мнению экспертов Strategy Partners, сегодня есть все основания предполагать, что в ближайшие несколько лет дефицит ТС усилится, что будет оказывать сильное давление на ставку за 1 км перевозки груза.

На мировом рынке грузовых автомобилей китайские компании занимают десятое место в топ-20 производителей, также в рейтинге присутствуют один индийский бренд — Tata и российская компания «КАМАЗ».

Перспективным направлением для отрасли может стать арендный бизнес полуприцепов, считают авторы анализа. Он имеет широкое распространение в развитых странах. Аренда полуприцепов составляет 12 — 17% парков в Западной Европе, 37% — в Северной Европе и 23 — 28% — в США и Канаде.