ECUMENE 2021: Россия ключевой игрок в переходе к новой реальности

| конференции и семинары | печать

Россия ключевой игрок в переходе к новой реальности: на Конгрессе ECUMENE 2021 обсудили ключевые шаги по достижению Целей устойчивого развития ООН.

Какие решения предприняла Россия в области устойчивого развития, какие энергетические и климатические проекты ожидают нашу страну в этом и следующем году и какие предложения стоит внести на обсуждение перед конференцией в Глазго? На эти и другие вопросы мировые эксперты ответили в рамках сессии «Следующие шаги по достижению Целей устойчивого развития ООН до 2030 года», которая подвела итог двухдневной работы первого Международного Конгресса по ответственному финансированию в контексте изменения климата.

Мероприятие состоялось при поддержке ООН, генеральным партнером стал Газпромбанк (Акционерное общество).

Конгресс прошёл в гибридном формате: часть спикеров и участников встретились очно на площадке в Сколково, а остальные подключились к работе в режиме он-лайн. Около 2000 участников и более 60 тысяч зрителей прямой трансляции из 302 городов, 54 стран мира.

По прогнозам ООН достижение целей устойчивого развития до 2030 года может принести мировой экономике дополнительно около 12 триллионов долларов, создав при этом более 380 миллионов рабочих мест, заявил на итоговой сессии Конгресса посол доброй воли ООН, председатель Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Вячеслав Фетисов. «Россия обязана быть частью этого процесса, участвовать в создании глобальных правил игры, тем более, сфокусированных на экологическом будущем планеты. Без благополучия территории РФ, без инициатив самой большой территории в мире, создать и реализовать эти правила будет невозможно», – сказал он.  

О глобальных инициативах в области устойчивого развития в России рассказал министр экономического развития РФ Максим Решетников. «Сама по себе зеленая повестка и повестка низкоуглеродного развития, конечно, потребует серьезных инвестиций, поэтому первый вопрос, на который нам предстояло ответить – какие инвестиции считать зелеными, какие нет. Нужно было ввести таксономию зеленых проектов, которое правительство утвердило на прошлой неделе. Эта таксономия была разработана в плотном взаимодействии с компаниями, у нас была большая рабочая группа. За основу мы взяли западные европейские стандарты зеленого финансирования, в соответствии с которым к зеленым проектам относится вся возобновляемая энергетика, жилищное строительство с использованием энергосберегаемых технологий, электротранспорт и многие другие», – сообщил министр.

При этом он добавил, что в европейскую зеленую таксономию ведомство добавило отечественный проект – ядерную энергетику. По словам Максима Решетникова, это была принципиальная позиция, потому что Россия является одним из лидеров в атомной области. К тому же низкоуглеродное развитие без атома невозможно, добавил спикер.  

«Мы активно формируем свою собственную регуляторику, свою собственную климатическую повестку. На сегодняшний момент она состоит из нескольких треков. Первый – это реализация закона об ограничении выбросов парниковых газов, который был летом принят Госдумой и подписан президентом. Здесь предполагается создание системы финансирования климатических проектов и выпуска углеродных единиц. Это основная задача закона. Вторая задача – запуск системы углеродной отчетности с тем, чтобы предприятия в начале с выбросом свыше 150 тысяч тонн CO2 в год, затем свыше 50 тысяч тонн были охвачены этой отчетностью. Более того, до конца года нам предстоит внести изменения в этот закон по поручению президента с тем, чтобы вся отчетность верифицировалась специальными организациями, чтобы мы могли ей доверять», – рассказал глава Минэкономразвития.

Результатами работы в области устойчивого развития также поделилась первый заместитель Председателя Центрального банка РФ Ксения Юдаева. «ЦБ уже выпустил рекомендации для компаний-эмитентов, которые выпускают акции, облигации на рынках. У нас некоторые банки сами стали разрабатывать свои опросники и запрашивать информацию со своих заемщиков. На следующих этапах, наверное, нужно будет думать о том, чтобы более широко распространять эту практику и делать ее не столько рекомендованной, сколько обязательной. Мы также готовим рекомендации для советов директоров по учету ESG-факторов в деятельности организаций; рекомендации по раскрытию финансовыми организациями информации об учете ESG-факторов в процессе предложения финансовых продуктов и услуг клиентов; рекомендации по раскрытию некредитными организациями нефинансовой информации», – рассказала Ксения Юдаева.

Кроме того, по сообщению спикера, ЦБ РФ вместе с правительством работает над таксономией социальных проектов и запуском зеленой ипотеки.

Первый заместитель Председателя ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко в своем выступлении затронул вопрос о потенциале лидирования России в мировом энергетическом переходе. «С точки зрения возможностей, которые есть для российских компаний, мы можем стать поставщиком водорода. У нас огромные площади, на которых можно генерировать зеленую электроэнергию за счет ветра, солнца и приливов. Абсолютно правильно говорил министр, что наши мощности по атомной и гидроэлектроэнергии низкоуглеродные. Если мы говорим о технической задаче сокращения выбросов, то мы можем использовать эти мощности для генерации водорода или аммиака. Это большая возможность не только для этих отраслей, но и для смежных – медь, никель, наши производители металлов тоже могут видеть для себя эту возможность», – высказался эксперт.

По этой причине он отдельно подчеркнул, что с точки зрения глобальной общей задачи – за минимальное количество денег сократить наибольшее количество выбросов – для зарубежных инвесторов открываются большие возможности в России. «Здесь мы как Банк развития готовы участвовать, в том числе давая гарантии за такие проекты», – заверил Алексей Мирошниченко.

При этом он напомнил о важном вопросе, который, с его точки зрения, должен быть поднят в международных переговорах – достижение общих экологических и климатических целей должно быть выше политических разногласий, поэтому и финансирование зеленых проектов должно быть исключено из-под санкционных ограничений.

В сессии также приняли участие заместитель Председателя Правления Газпромбанка (Акционерное общество) Елена Борисенко, генеральный и управляющий директор Глобального договора ООН Санда Оджиамбо, шестой исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Заместитель Генерального секретаря ООН Эрик Солхейм.