1. Главная / Новости / Цифра дня 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| цифра дня | печать | 43

12% потерял «Индекс Иванова» в III квартале

Новый, 20-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян — «Потребительский индекс Иванова», опубликовал Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB. Особое любопытство в этой работе вызывает то, как эксперты откликнулись на предвыборный призыв делать хорошие новости.

Потребительская уверенность граждан падает, но в том, что на этот раз падение медленнее, чем во II квартале, аналитики отыскали позитив. Вот, как они это излагают: «Индекс потребительской уверенности опустился до –15 % во втором квартале 2017 года, но улучшился до –12 % в третьем квартале. Индекс демонстрирует позитивный тренд с конца 2015 года».

Далее специалисты отмечают положительную поквартальную динамику всех компонентов индекса, «но наиболее заметно изменение оценки условий для совершения крупных покупок. Мы думаем, что улучшившееся настроение связано с ростом реальных доходов в 3-м квартале 2017 г. на фоне рекордно низкой инфляции (3,4 % в среднем в 3-м квартале 2017-го против 4,2 % во 2-м квартале 2017-го и 7 % годом ранее). В результате оценка личного благосостояния за последние 12 месяцев улучшилась до –16 % в 3-м квартале 2017 года, что является лучшим значением с конца 2014 года»;

Отмечаются отдельные недостатки. Однако, несмотря, к примеру, на небольшое уменьшение показателя чистого найма, уровень безработицы среди респондентов уменьшился с 10,9 % во втором квартале 2017-го до 10,6 % в третьем квартале, что является самым низким значением за последние два года. Доля лиц с неполной занятостью, но желающих работать полный рабочий день составила 8,9% против 9,2% во втором квартале 2017 года и 8,2% год назад.

В то же время число респондентов, которые отметили, что их компании нанимали новых сотрудников, немного уменьшилось: 9,1% по сравнению с 9,2% во втором квартале 2017-го. Кроме того, доля тех, кто утверждал, что в их компании были увольнения (или что число сотрудников сократилось за счет истощения) выросло с 40,7% во втором квартале 2017-го до 42,0%. Но и в этом исследователи видят положительный момент, отмечая, что называемые значения значительно меньше 47,4% зарегистрированных год назад. То есть, положительный тренд налицо. «В результате индекс чистого найма составил –33,0% в третьем квартале 2017 года по сравнению с –31,5% во втором квартале 2017 годаи – 40,0% в третьем квартале 2016 года», - подытоживают составители индекса.

Еще исследование показывает ускорение роста заработной платы до 5,5% во втором квартале 2017-го по сравнению с прошлым годом, что немного меньше 6,1%, по данным официальной статистики. Официальная статистика по заработной плате включает только крупные компании, но не работников более мелких компаний и работающих неофициально. В сообщении Sberbank Investment Research говорится: «Согласно опросу, 29% наших респондентов получили повышение или индексацию заработной платы на 6,2% с начала года, что свидетельствует о среднем увеличении на 1,8% для всей выборки. Согласно ответам респондентов, при увеличении заработной платы только 20% дополнительного дохода будут направлены на питание (по сравнению с 38% доходов, которые в настоящее время тратятся на питание), 13% — на одежду и предметы домашнего обихода (в настоящее время 17 %), а 12% будут сохранены (7 % в настоящее время)»;

Вообще, отмечают исследователи, доля Ивановых, старающихся экономить на продуктах питания, уменьшилась с 71% до 68% в третьем квартале 2017-го. Совершение покупок в дешевых магазинах уменьшилось с 68% во втором квартале 2017 года до 64% в третьем. Использование промоакций уменьшилось с 62% во втором квартале 2017-го до 60% в третьем. Покупка менее дорогих продуктов уменьшилась с 62% во втором квартале 2017 года и до 60% в третьем. Особо отмечают эксперты такой момент: доля потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций, уменьшилась с 48% во II квартале 2017 года до 45% в III квартале 2017-го. «Интересно, что 20% респондентов отметили, что вместо запланированных для готовки продуктов покупают продукты по промоакциям. Тем не менее доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, осталась той же, что и в прошлом квартале (75 %)», - говорится в Индексе.

Далее исследователи переходят к обобщению хороший новостей. В чистом выражении доля клиентов, пытающихся сэкономить на непродовольственных товарах и услугах, снизилась во всех категориях. Более того, индекс упал до рекордного минимума в таких категориях, как питание вне дома, развлечения, отдых и коммунальные услуги. Доля людей, пытающихся сэкономить на развлечениях и отпусках, уменьшилась на 5 п. п. до 59% и 48% соответственно. «Это еще одно подтверждение тому, что Ивановы смогли наконец позволить себе выехать за границу в третьем квартале 2017 года», - сообщают специалисты.

Традиционно составители индекса пишут о тревогах граждан. «Что касается причин беспокойств населения, общая картина не изменилась в прошлом квартале. Самой серьезной проблемой, на взгляд наших респондентов, осталась коррупция (59%). Безработица была второй по величине проблемой и была отмечена 53% наших респондентов (против 55% в прошлом квартале). Беспокойство по поводу инфляции было отмечено 49% респондентов и осталось на третьем месте. Наконец, только 18% респондентов были обеспокоены обменным курсом рубля, что на 1 п. п. выше значения в предыдущем квартале».

Обзор основан на итогах опроса 2300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность оценок исследователи оценивают ниже 2 %