Минфин спешит заверить, что вовсе не настаивает на обложении НДФЛ доходов от банковских депозитов

| новости | печать

Министерство финансов в своем официальном аккаунте в Facebook спешит успокоить серьезных вкладчиков банков и объявляет, что не стремится к налогообложению их доходов. «В связи с появившимися в СМИ сообщениями обращаем внимание на то, что Минфин не предлагает облагать НДФЛ доходы от банковских депозитов, как и уточнял в своем выступлении на Красноярском экономическом форуме Заместитель Министра финансов Илья Трунин», - пишет министерство. Вот это любопытно: отчего Минфин так тревожится, что его заподозрят в стремлении снимать 13% с доходов по банковским процентам?

Замминистра финансов Илья Трунин отвечает в ведомстве за налоговую политику. И на Красноярском экономическом форуме он говорил о разумности налогообложения доходов с депозитов. Конечно, говорил после ритуальных оговорок типа «Минфин этим вопросом не занимается», но некоторое смятение в умах держателей крупных вкладов в российских банках все-таки посеял. Об этом как раз свидетельствует то, что Минфин поспешил с оправданиями в Facebook.

И. Трунин в своем выступлении высказал мнение, что вопрос о налогообложении доходов с депозитов «все равно» будет обсуждаться. И добавил от имени всего Минфина: «Мы считаем, что в этом направлении надо идти, потому что не очень понятно, почему такой вид дохода не облагаем вовсе. Я не могу найти рациональных объяснений… Почему зарплаты, которые выплачиваются, любые зарплаты, даже ниже средних - 20 тысяч рублей в месяц, 15, 10, - с них удерживается налог на доходы физических лиц, а если человек получает миллион в год процентов, например (такие вклады есть, есть и больше), то он не платит ни рубля НДФЛ с этих доходов… И если он имеет возможность держать такие суммы на депозитах, значит, это еще и какие-то сбережения» - цитирует замминистра РИА «Новости».

Таким образом, И.Трунин высказался за то, чтобы искать дополнительные источники доходов в казну не только в карманах рядовых россиян, повышая налоги, акцизы, сборы и роняя рубль, но обратить налоговый взор и на крупные вклады. Это явно идет вразрез с общим трендом нынешней экономической политики.

И сразу министерство начало оправдываться, привлекая для этого и социальную сеть.

По налогообложению доходов с депозитов в стране наблюдается странная по мировым, и обыденная по нашим меркам ситуация. Сейчас налоги с доходов как бы взимаются, хотя на самом деле не взимаются.

В статье 217 Налогового кодекса объясняется, что к доходам, освобождаемым от

налогообложения, относятся вклады, для которых соблюдаются следующие условия:

1. Проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, в течение периода, за который начислены указанные проценты.

На деле ставки по депозитам редко сильно превышают ставку рефинансирования.

2. Проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную на пять процентных пунктов, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет.

Иными словами, если изначально ставка была низкая, а потом она была повышена, то налоги тоже платить не надо, разве что прошло более 3 лет.

В общем, не просто найти вклады, которые бы подходили под то, чтобы их можно было обложить налогом. Но даже если и допустили банк и крупный вкладчик ошибку, в результате которой налог платить придется, то придется это делать и отдавать налоги не собственно с процентного дохода, а с дохода, который превышает максимальный не облагаемый налогом доход.

Можно понять недоумение И. Трунина по поводу таких преференций держателям депозитов. Как-то можно объяснить, если льготное налогообложение предоставляется, скажем, покупателям ценных бумаг, акций предприятий – они рискуют, вкладывая деньги в экономику. Стимулирование же держания денег на банковских депозитах выглядит довольно странно в стране, где банки практически всю прибыль получают от кредитования не самых богатых граждан, но по крайней мере не наращивают кредитование производств. В современных условиях деньги на депозитах фактически выводятся из экономики. Зачем же это поощрять?

Однако Минфин явно опасается, что его заподозрят в стремлении покуситься на прибыли крупных вкладчиков. Вряд ли потому, что команда Антона Силуанова страшится гнева богачей. Или минфиновцы боятся обвинений в подрыве политики по пропаганде возврата российских денег в страну из заграничных банков? В общем, можно лишь гадать о мотивах страха финансистов. Но факт есть факт – министерство финансов всячески страхуется от того, чтобы его не обвинили в покушении на доходы держателей счетов в российских банках.

Вот по поводу ряда инициатив по повышению налогов и сборов с рядовых граждан Минфин ни с какими оправданиями не выступает.