СП проверила эффективность финансирования ОЭЗ

| новости | печать

Счётная палата РФ проверила эффективность использования в 2011 г. и первом полугодии 2012 г. мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон с целью перевода российской экономики на инновационный путь развития.

Как говорится в материалах ведомства, изменения в законодательстве, действующие с 1 января 2012 г., направлены на повышение эффективности функционирования особых экономических зон. Предусмотрено снижение налоговой нагрузки для резидентов, срок возможного действия всех ОЭЗ продлён до 49 лет, для создания дополнительных производственных мощностей и внедрения научно-технических разработок резидентами вдвое предусмотрено увеличение территории промышленно-производственных зон, упрощён порядок подачи заявки на получение статуса резидента и проверок резидентов контрольными органами, чётко определена ответственность участников соглашений о ведении деятельности на территории ОЭЗ и другие.

Проверка показала, что по состоянию на 1 июля 2012 г. общий объём вложений из федерального и региональных бюджетов составил 115,4 млрд руб., 33,7 млрд руб. не освоено, из них 19,1 млрд - незаконтрактованы, что свидетельствует о низком уровне эффективности использования государственной поддержки на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ.

Причинами является то, что ОАО «ОЭЗ» и его дочерними компаниями в установленные сроки не проведены запланированные конкурсные процедуры в связи с несвоевременным утверждением участниками соглашений о создании ОЭЗ перечней объектов строительства. Так же по различным причинам был произведён перенос сроков строительства ряда объектов инфраструктуры ОЭЗ в городах Санкт-Петербург и Москва, Республиках Алтай и Бурятия, и Самарской и Липецкой областях. В том числе из-за длительного решения множества вопросов земельно-имущественного характера на местах.

Общий объём отвлечённых ОАО «ОЭЗ» и его дочерними предприятиями государственных средств составил 45,9 млрд руб. Эти средства направлялись на осуществление ОАО «ОЭЗ» финансовых вложений, не связанных со строительством объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ. А именно, они направлялись на создание непрофильных дочерних акционерных обществ (не выполняющих полномочия по управлению ОЭЗ), предоставление займов дочерним акционерным обществам, приобретение банковских векселей, а также размещение свободных денежных средств в коммерческих банках на условиях срочных депозитов и неснижаемых остатков. По состоянию на 1 июля текущего года на депозитах 40,9 млрд. руб. Доход от вкладов за весь период составил 9,4 млрд руб. Для строительства инфраструктуры ОЭЗ эти средства не используются.

Также, по объектам инфраструктуры и недвижимости, введённым в эксплуатацию и принятым на балансовый учёт ОАО «ОЭЗ», его филиалы, дочерние предприятия получали возмещение НДС из федерального бюджета, ранее оплаченного подрядным организациям. Однако средства, полученные в качестве возврата НДС, на финансирование строительства инфраструктуры ОЭЗ также не используются.

В ОЭЗ зарегистрирован 301 резидент. Частные вложения в проект составили 55,3 млрд руб. Резидентами технико-внедренческих зон получены 350 патентов на различные разработки. Резидентами создано 6,7 тыс. рабочих мест. При этом зарплата пока не отличается от средних по регионам, где созданы ОЭЗ, а где-то существенно ниже. За весь период налоговые отчисления резидентов составили 6,3 млрд руб. Экономический эффект от создания ОЭЗ на сегодня составляет 0,68%.

При плане 223 объекта введено в эксплуатацию 144. При этом введённые в эксплуатацию объекты инфраструктуры используются не на полную мощность. Так, объекты теплоснабжения используется на 32,9%, водоснабжения - в среднем на 57,5%. Административные площади используются на 71,5% а таможенная инфраструктура на 66%. Соответственно, эксплуатационные расходы общества и дочерних компаний превышают доходы от эксплуатации земель и объектов в 2,6 раза.