1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать

Потребительские ожидания живы вчерашним днём

Информация Росстата о потребительских ожиданиях россиян за II квартал, по меньшей мере, не должна огорчить производителей и продавцов товаров для населения — индекс предпринимательской уверенности подрос. Но задуматься она заставляет — рост замедлился и держится на оценках произошедшего, а оценки перспектив личного материального положения в целом снизились.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в II квартале 2012 г. вырос к предыдущему периоду на 1 п.п. — до –4%. В I квартале прирост составил 2 п.п., то есть рост замедлился. Напомним также, что до максимального докризисного значения в III квартале 2008 г. индексу не хватает 5 п.п.

Рост потребительской уверенности в II квартале не только замедлился, но и изменилась его база. Если в I квартале он определялся повышением индексов произошедших и ожидаемых изменений в личном материальном положении и индекса ожидаемых изменений в экономике России, то теперь потребительская уверенность приподнялась на росте индексов произошедших изменений в экономике и в личном материальном положении, а также индекса благоприятности условий для крупных покупок. Таким образом, потребительская уверенность опирается на реалии свершившегося, а перспективы уверенности не прибавляют.

Конкретнее это выглядит так. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации на краткосрочную перспективу не изменился по сравнению с I кварталом и составил 4%. Индекс произошедших изменений в экономике, наоборот,повысился на 2 п.п. до –1%.

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении по сравнению с I кварталом снизился на 1 п.п. и составил –1%. Так, доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение следующих 12-ти месяцев улучшится, составила 14% против 16% в I квартале, ухудшится — 14% против 15% соответственно.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении поднялся на 1 п.п. до –4%. При этом доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, по сравнению с I кварталом не изменилась — 17%. Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, уменьшилась на 1 п.п. до 22%.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок вырос по сравнению с I кварталом на 2 п.п. и составил –18%. Не участвующий в расчёте композитного показателя индекс благоприятности условий для сбережений составил –33%, что на 4 п.п. выше его значения за I квартал.

Повышение индекса потребительской уверенности по сравнению с I кварталом произошло во всех возрастных группах населения.

Чтобы знакомиться с представленной таблицей было интереснее и глубже прочувствовать глубину потребительского пессимизма в отдельных странах Европы, напомним, что в России индекс предпринимательской уверенности во время прошлого кризиса достиг своего дна в I квартале 2009 г. и составил –35%.

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)


Февраль
2012г.

Май
2012г.

Россия

-5

-4

Австрия

-10,0

-2,8

Бельгия

-20,6

-10,1

Болгария

-43,2

-42,5

Великобритания

-20,9

-21,8

Венгрия

-49,0

-51,9

Германия

-0,8

0,4

Греция

-83,5

-75,8

Дания

5,6

6,9

Испания

-24,7

-33,2

Италия

-30,7

-38,6

Кипр

-45,7

-42,8

Латвия

-11,6

-19,8

Литва

-22,2

-19,5

Люксембург

-6,5

-6,0

Нидерланды

-22,6

-23,3

Польша

-28,6

-28,8

Португалия

-53,9

-52,1

Румыния

-38,2

-29,4

Словакия

-31,7

-23,3

Словения

-25,1

-31,9

Финляндия

7,0

10,6

Франция

-25,6

-16,0

Чехия

-26,3

-30,0

Швеция

4,9

11,4

Эстония

-13,8

-8,1


1) По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.

Источник: Росстат

Сумма:
%