Информация Росстата о потребительских ожиданиях россиян за II квартал, по меньшей мере, не должна огорчить производителей и продавцов товаров для населения — индекс предпринимательской уверенности подрос. Но задуматься она заставляет — рост замедлился и держится на оценках произошедшего, а оценки перспектив личного материального положения в целом снизились.
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в II квартале 2012 г. вырос к предыдущему периоду на 1 п.п. — до –4%. В I квартале прирост составил 2 п.п., то есть рост замедлился. Напомним также, что до максимального докризисного значения в III квартале 2008 г. индексу не хватает 5 п.п.
Рост потребительской уверенности в II квартале не только замедлился, но и изменилась его база. Если в I квартале он определялся повышением индексов произошедших и ожидаемых изменений в личном материальном положении и индекса ожидаемых изменений в экономике России, то теперь потребительская уверенность приподнялась на росте индексов произошедших изменений в экономике и в личном материальном положении, а также индекса благоприятности условий для крупных покупок. Таким образом, потребительская уверенность опирается на реалии свершившегося, а перспективы уверенности не прибавляют.
Конкретнее это выглядит так. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации на краткосрочную перспективу не изменился по сравнению с I кварталом и составил 4%. Индекс произошедших изменений в экономике, наоборот,повысился на 2 п.п. до –1%.
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении по сравнению с I кварталом снизился на 1 п.п. и составил –1%. Так, доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение следующих 12-ти месяцев улучшится, составила 14% против 16% в I квартале, ухудшится — 14% против 15% соответственно.
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении поднялся на 1 п.п. до –4%. При этом доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, по сравнению с I кварталом не изменилась — 17%. Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, уменьшилась на 1 п.п. до 22%.
Индекс благоприятности условий для крупных покупок вырос по сравнению с I кварталом на 2 п.п. и составил –18%. Не участвующий в расчёте композитного показателя индекс благоприятности условий для сбережений составил –33%, что на 4 п.п. выше его значения за I квартал.
Повышение индекса потребительской уверенности по сравнению с I кварталом произошло во всех возрастных группах населения.
Чтобы знакомиться с представленной таблицей было интереснее и глубже прочувствовать глубину потребительского пессимизма в отдельных странах Европы, напомним, что в России индекс предпринимательской уверенности во время прошлого кризиса достиг своего дна в I квартале 2009 г. и составил –35%.
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)
|
Февраль
|
Май
|
Россия |
-5 |
-4 |
Австрия |
-10,0 |
-2,8 |
Бельгия |
-20,6 |
-10,1 |
Болгария |
-43,2 |
-42,5 |
Великобритания |
-20,9 |
-21,8 |
Венгрия |
-49,0 |
-51,9 |
Германия |
-0,8 |
0,4 |
Греция |
-83,5 |
-75,8 |
Дания |
5,6 |
6,9 |
Испания |
-24,7 |
-33,2 |
Италия |
-30,7 |
-38,6 |
Кипр |
-45,7 |
-42,8 |
Латвия |
-11,6 |
-19,8 |
Литва |
-22,2 |
-19,5 |
Люксембург |
-6,5 |
-6,0 |
Нидерланды |
-22,6 |
-23,3 |
Польша |
-28,6 |
-28,8 |
Португалия |
-53,9 |
-52,1 |
Румыния |
-38,2 |
-29,4 |
Словакия |
-31,7 |
-23,3 |
Словения |
-25,1 |
-31,9 |
Финляндия |
7,0 |
10,6 |
Франция |
-25,6 |
-16,0 |
Чехия |
-26,3 |
-30,0 |
Швеция |
4,9 |
11,4 |
Эстония |
-13,8 |
-8,1 |
1) По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.
Источник: Росстат