В розничной торговле – повышенный «градус» деловой активности

| новости | печать

Анализ финансово-экономической деятельности около 4 тыс. организаций розничной торговли, участвовавших в конъюнктурном опросе, проведённом Росстатом во II квартале 2012 г., свидетельствует о достаточно масштабном распространении позитивных изменений в данном секторе экономики, отмечают учёные Центра конъюнктурных исследований ВШЭ. Основным моментом в текущей характеристике делового климата следует считать повышенный «градус» экономической активности практически всех участников рынка, что с относительно благоприятными конъюнктурными составляющими привело к очень важным и долгожданным переменам в динамике ключевых показателей.

В частности, положительные корректирующие процессы заметно отразились на основных показателях деятельности торговых организаций, улучшив их значения относительно I квартала текущего года, а также переломили большинство укоренившихся негативных тенденций, превалирующих в отрасли в течение как минимум последних полутора лет.

Таким образом, высказанная в предшествующем квартале большинством предпринимателей готовность не только добиться более высоких результатов по сравнению с началом года, но и перекрыть негативную динамику прошлых периодов, вполне себя оправдала. Сохранив оптимизм, делая ставку на интенсификацию и дальнейшее расширение бизнес-горизонтов, большинство экономических агентов, по итогам первого полугодия 2012 г., достигли наилучших экономических результатов в посткризисном периоде.

Учитывая многочисленные составляющие, полученные проведённым обследованием, можно предположить, что становление российской розницы, наконец, достигло фазы, в которой сформировались источники, способные подпитывать и продолжать наращивать устойчивый, и, главное, позитивный долгосрочный восстановительный тренд.

Под воздействием разогрева потребительского рынка создавшаяся обстановка способствовала наращиванию темпов экономической деятельности. Одной из определяющих тенденций в динамике показателей следует считать достижение стабилизации на потребительском рынке. Здесь основную поддержку оказывали относительно позитивная, в отличие от прошлого года, динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, продолжающееся расширение потребительского кредитования, проведённая индексация заработных плат и пенсий, сдержанные инфляционные темпы, что в совокупности ещё более усиливало возможности удовлетворения ранее отложенного спроса.

Основной движущей силой, направленной на достижение экономического эффекта, стало продолжающееся второй квартал расширение заказов на поставку товаров как в продовольственной, так и непродовольственной сферах. Благодаря этому многим ритейлерам удалось увеличить оборачиваемость реализуемых товаров (около 30% предпринимателей констатировали увеличение портфеля заказов по сравнению с I кварталом).

В результате отрицательные значения таких показателей, как оборот розничной торговли и объём продаж в натуральном выражении, в анализируемом периоде сменились положительными темпами роста.

Анализируемый квартал отмечен в том числе и возобновлением положительных темпов роста одного из главных показателей розничной торговли — прибыли.Причём происходящие процессы в экономическом развитии организаций в II квартале впервые позволили преодолеть негативную динамику, наблюдавшуюся с начала 2009 г.

Следует отметить, что увеличение портфеля заказов оказало позитивное воздействие на ослабление темпов снижения численности занятых в организациях. В результате активизации рекрутинговых процессов в II квартале темпы этого снижения были наименьшими за последние три года.

К важному моменту, свидетельствующему о сбалансированности многих маркетинговых составляющих в торговых организациях, следует отнести ситуацию, характеризующую ассортиментную политику ритейлеров. В анализируемом периоде, несмотря на отчётливый всплеск роста заказов, прослеживалась относительная стабилизация номенклатурных позиций в ассортиментной линейке.

Ассортиментная политика предпринимателей основывалась на совокупном предложении потребителям как отечественных, так и зарубежных товаров. Обследование выявило, что в II квартале 2012 г. средняя доля импортной продукции в общем объёме оборота розничной торговли составила 31%. В большей степени данная тенденция прослеживалась для групп товаров непродовольственного назначения.

Вследствие зафиксированных позитивных перемен в II квартале 2012 г. отмечалось дальнейшее ускорение темпов роста основного результирующего индикатора исследования – индекса предпринимательской уверенности, значение которого продолжило увеличиваться и составило +9%.