Статистика говорит, что количество рынков и ярмарок и их доля в обороте розничной торговли сокращаются. Но по отдельным группам товаров они по-прежнему имеют большой вес в покупках населения. К ним-то у проверяющих органов и больше всего претензий.
Росстат подсчитал, что наше население покупает на рынках и ярмарках около 9% продовольственных товаров, а по непродовольственным они формируют более 14% оборота розничной торговли этими товарами.
Но это в целом, а в продажах одежды и обуви эти торговые точки в январе — сентябре 2011 г. заняли долю в 47%. В частности, в продажах верхней одежды рынкам и ярмаркам досталось 49,8%, нательного белья — 44,1%, одежды из меха — 47,4%, обуви — 41,7%, чулочно-носочных изделий — 31,7%.
Считается, что на рынках обуться и приодеться дешевле, чем в магазинах. Но именно к этим товарам и больше всего претензий по качеству. Так, в I полугодии контролёры Роспотребнадзора в отобранных образцах трикотажных изделий установили ненадлежащее качество 19,4% из них, швейных изделий — 37,9%, кожаной обуви — 36,5%, меха и меховых изделий — 54,6%.
Другое дело — в чем суть этих претензий. По причине отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, трикотажу досталось 0,4%, швейным изделиям — 0,5%, обуви — 7,9%. Все остальное относится к нарушению правил маркировки, важнейшими объектами которой являются товарный знак, торговая марка, фирменное наименование. У тех же мехов и меховых изделий все претензии по качеству относятся к маркировке. Это плохо — меха ведь стоят дорого. Но в то же время никто навыворот шубы не носит. Другое дело, если дешёвый пошив вам пытаются дорого продать под известной торговой маркой.
Качество товаров, поступивших на розничные рынки в Iполугодии 2011 года
в % от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе
|
Установлено ненадлежащее качество и (или) опасность товаров | ||||
всего |
из них по причине | ||||
отсутствия документов, подтверждающих качество
|
нарушения
|
нарушения
|
нарушения
| ||
Пищевые продукты, включая напитки | |||||
Мясо и птица |
2,0 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,2 |
Изделия колбасные |
3,7 |
0,3 |
1,5 |
0,1 |
1,6 |
Консервы мясные |
0,6 |
0,0 |
0,0 |
0,5 |
- |
Рыба живая и охлаждённая |
1,2 |
0,2 |
0,3 |
0,6 |
0,0 |
Консервы и пресервы
|
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
- |
Масло животное |
6,1 |
0,1 |
0,6 |
0,3 |
5,1 |
Продукция маргариновая |
2,7 |
1,1 |
1,4 |
0,2 |
- |
Сыры |
0,5 |
0,1 |
0,4 |
- |
0,0 |
Цельномолочная продукция |
4,2 |
0,1 |
0,2 |
3,8 |
0,1 |
Консервы молочные |
0,5 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
Сахар |
0,1 |
0,1 |
- |
- |
- |
Кондитерские изделия |
1,2 |
0,2 |
0,2 |
0,7 |
0,1 |
Кофе натуральный |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
- |
Мука |
0,1 |
0,1 |
- |
- |
- |
Крупа |
0,5 |
- |
0,5 |
- |
- |
Изделия макаронные |
7,9 |
0,0 |
7,8 |
0,0 |
- |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
0,0 |
- |
- |
- |
0,0 |
Безалкогольные напитки и
|
4,1 |
3,9 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |