Есть ли жизнь после выборов

| новости | печать

Как скажутся приоритеты, заложенные в трёхлетнем бюджете, на развитии экономики и жизни страны после выборов, обсуждали эксперты на заседании Экономического клуба ФБК.

Бюджет на ближайшие 3 года, считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, можно назвать военно-ориентированным». Расходы на оборону вырастут с 13,9% в 2011 г. до 18,8% в 2014 г. Ассигнования на национальную безопасность и правоохранительную деятельность увеличатся за этот же период с 11,3% в до 14,2%.

Расходы же, связанные с инвестициями в человеческий капитал, достигнут пика накануне выборов, затем начнут снижаться. «Так, доля расходов на образование, достигнув 5,1% в 2011 г., должна резко снизиться в 2014 г. — до 3,4%. То же самое происходит с расходами на здравоохранение: максимум придётся на 2011 г. — 4,6%, а к 2014 г. их доля упадет до 3,2%», — привёл данные г-н Николаев.

Однако главные опасения эксперта вызывают неснижаемые обязательства государства по увеличению пенсий, довольствия военнослужащих и т.д., а также по финансированию мегапроектов — олимпиад, чемпионатов мира и саммита АТЭС. «Взять эти обязательства легко, но от них невозможно отказаться, так как это взрывоопасно», — отметил экономист. И это в ситуации, когда мировая экономика вползает во вторую волну кризиса.

Особенно тревожно, что заложенные в бюджет приоритеты не относятся к обязательствам, которые стимулируют экономическую активность. В целом Игорь Николаев полагает, что бюджет 2012- 2014 гг. обещает нам тяжёлую жизнь.

Помогая пенсионерам, заметил замдиректора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер, государство почему-то не занимается помощью работающему населению, численность которого сокращается. «Образование и здравоохранение – это инвестиции в тех, кто, собственно, и будет производить ВВП, кто должен на себе вытащить экономику», – подчеркнул он. Пока же, наоборот, значительная часть социальных расходов переносится на средний класс. В частности, пресловутое увеличение социальных отчислений с высоких зарплат на 10%, которые не будут учитываться в формировании будущей пенсии, г-н Гонтмахер назвал «налогом на высокие зарплаты». Также он обратил внимание на то, что ВПК становится всё больше похожим на советское сельское хозяйство – превращается в «чёрную дыру», которая высасывает огромные средства из бюджета.

Повышение расходов в кризис с их последующим снижением – это общемировая практика, уверен руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Однако отличие России заключается в том, что мы единственные, кто не снизил расходы после пика кризиса и повысил неснижаемые социальные обязательства. В итоге сегодня расходы консолидированного бюджета находятся на уровне в 38% ВВП – это «верхний предел для стран нашего уровня развития». По мнению эксперта, проблема в том, что государство не просчитывало, как будет исполнять взятые обязательства хотя бы через 15 лет. Принятые обязательства зачастую носили бессистемный характер, то есть никак не встраивались в стратегию развития страны.

Ещё один недостаток бюджета заключается в том, что ухудшилась структура его расходов. Произошёл резкий сдвиг от «продуктивных» расходов (на национальную экономику, здравоохранение и образование) к «непродуктивным» (социальным и оборонным). А они не стимулируют развитие экономики.

Среди рецептов улучшения ситуации, по словам Гурвича, срочная «разморозка» бюджетных правил, действие которых приостановлено из-за кризиса до 2015 г., введение моратория на повышение налогов для несырьевого сектора и увеличение расходов на инфраструктуру, образование и здравоохранение за счёт снижения расходов на оборону и чиновников.