Результаты пилотного обследования деловой активности более 500 организаций в сфере информационно–технологических услуг, проведённого по заказу ВШЭ информационно-издательским центром «Статистика России», позволяют констатировать заметное оживление российского рынка IT-услуг в I полугодии 2011 г.
Деловой климат, сформировавшийся в анализируемом периоде, оказался достаточно успешным для большинства российских интеграторов ИТ–услуг. В итоге компании, почувствовав себя увереннее, убедительно продемонстрировали компенсационные восстановительные процессы относительно I полугодия 2010 г. Доминирующий восстановительный тренд в этом сегменте ярко иллюстрирует преобладающая положительная тенденция изменения большинства значений показателей, характеризующих состояние делового климата в отрасли. В частности, баланс[1] оценок изменения экономического положения организаций в сфере ИТ-услуг в I полугодии 2011 г., относительно аналогичного периода 2010 г., показал рост и составил +2. При этом около 80% респондентов сочли сложившийся уровень экономического положения в своих компаниях «нормальным»[2].
Вместе с тем, несмотря на общую атмосферу роста деловой активности в данном сегменте экономики, импульс для развития ИТ-компаний, зафиксированный в I полугодии 2011 г., оказался недостаточным для существенного замедления отрицательной динамики в балансах уровневых оценок подавляющего числа показателей.
По результатам опроса руководителей более 4,5 тыс. организаций сферы услуг, уровень экономического положения компаний, осуществляющих коммерческую деятельность в целом, был несколько выше, нежели в обследуемом сегменте.
Оценки основных показателей деятельности организаций
сферы информационно-технологических услуг
Балансы, %
|
Уровень в I полугодии |
Тенденции изменения | ||||
В I полугодии по сравнению со II полугодием предыдущего года |
Ожидания на II полугодие | |||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 | |
Спрос на услуги организаций |
–35 |
–31 |
0 |
+5 |
+9 |
+16 |
Число заключённых договоров (количество клиентов) |
–21 |
–18 |
+1 |
+9 |
+9 |
+17 |
Стоимость оказанных услуг |
–12 |
–12 |
+9 |
+12 |
+10 |
+21 |
Цены (тарифы) на услуги |
–4 |
–8 |
+11 |
+17 |
+5 |
+13 |
Численность работников |
–7 |
–8 |
0 |
+9 |
+5 |
+8 |
[1] Баланс — разность долей респондентов, отметивших «увеличение» и «уменьшение» показателя по сравнению с предыдущим периодом, а также разность долей респондентов, оценивших уровень показателя как «выше нормального» и «ниже нормального» в обследуемом периоде.
[2] «Нормальный» — допустимый, обычный, достаточный в сложившихся условиях деятельности в период обследования.