Бизнес-ассоциации «второго эшелона»

| новости | печать

Институт анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики представил результаты научно-исследовательской работы «Место и роль российских ассоциаций бизнеса как института координации отношений предприятий с государством: опыт 2000-х годов».

Анализ учёных ВШЭ показывает, что наряду с «головными» предпринимательскими объединениями (РСПП, ТПП, ОПОРА, «Деловая Россия»), деятельность которых в последние годы традиционно была объектом внимания СМИ и экспертного сообщества в российской экономике, в 2000-е годы сложилась группа активных, работающих бизнес-ассоциаций «второго эшелона».

Проведённые интервью позволяют нарисовать условный портрет ассоциаций такого рода. Как правило, подобные ассоциации являются отраслевыми объединениями и могут охватывать от 40-50 до 100-120 членов, на которых приходится от 20% до 100% отраслевого выпуска. Из общего числа членов лишь четвёртая или пятая часть компаний действительно активны в рамках ассоциаций. Такая «общественная» активность обычно вознаграждается через получение их руководителями статуса члена правления, президиума или совета директоров ассоциации.

В коллегиальных органах таких ассоциаций типичным является присутствие представителей крупных компаний сектора или отрасли – поскольку решения ассоциации, принятые без учёта их мнения, могут восприниматься как недостаточно легитимные, не представляющие в должной степени интересы бизнес-сообщества. Кроме того, обычно крупные фирмы выступали в качестве инициаторов создания ассоциаций. Однако сложившаяся структура управления бизнес-ассоциаций, как правило, является достаточно гибкой и даёт возможности для «статусного продвижения» средних фирм – если их руководители готовы тратить своё время на работу в рамках предпринимательского объединения.

В большинстве случаев ассоциации имеют минимальный аппарат (от 3-5 до 15-20 сотрудников) и функционируют за счёт членских взносов, которые обеспечивают 80-100% их основного бюджета. Помимо этого некоторые ассоциации получали доходы от проведения мероприятий (выставки, семинары, конференции) и информационно-издательской деятельности. Размер взносов может существенно варьировать в зависимости от общего состояния дел в отрасли и влиятельности данной конкретной ассоциации. В опрошенных ассоциациях взносы в основном составляли от 15-25 тыс. руб. до 180-200 тыс. руб. в год. Распространённым явлением были дифференцированные взносы для предприятий разных размеров. С учётом числа членов базовые бюджеты опрошенных отраслевых ассоциаций можно было оценить в интервале от 1-1,5 млн руб. до 10-12 млн руб. в год. Сверх этих бюджетов многие ассоциации привлекали от фирм-членов «целевое» финансирование для реализации конкретных проектов или проведения конкретных мероприятий.

Ключевой функцией таких ассоциаций является лоббирование интересов отрасли в контактах с органами власти. Как отмечалось в одном из интервью, сегодня инициативы отдельного предприятия часто не воспринимаются государством, но при этом рассматриваются предложения ассоциаций, представляющих определённые отраслевые сообщества. Наряду с обеспечением функции лоббирования, работающие ассоциации представляют собой площадку для общения собственников и топ-менеджеров и возможной кооперации между предприятиями в рамках отрасли, а также являются носителем общего для отрасли экспертного ресурса. Этот ресурс реализуется через мониторинг и экспертизу нормативных актов, издание отраслевого журнала или поддержание специализированного сайта, подготовку периодических отраслевых обзоров и т.д.

Роль государства в отношениях с бизнес-ассоциациями остаётся противоречивой. С одной стороны, государство само предпринимает шаги к тому, чтобы интегрировать представителей коллективных интересов бизнеса в процесс согласования решений в сфере экономической политики. Именно на это, на наш взгляд, нацелена система консультативно-совещательных органов, сформированных во второй половине 2000-х годов по инициативе «сверху» при всех федеральных министерствах и ведомствах.

Анализ состава общественных и консультативно-экспертных советов «экономического профиля», созданных за последнее десятилетие при администрации Президента РФ, Правительстве, федеральных министерствах и ведомствах, показал, что в 115 из 135 таких советов присутствовали представители бизнеса, в том числе в 96 случаях (71% всех советов) это были представители бизнес-ассоциаций.

С другой стороны, создаётся ощущение, что при наличии определённой общей политики конкретные действия государства в секторе бизнес-ассоциаций скорее определяются личными мотивами тех или иных представителей государства. Так, по мнению представителей работающих бизнес-ассоциаций, серьёзной проблемой является «недобросовестная конкуренция» со стороны «карманных» ассоциаций, созданных или патронируемых чиновниками. Проявлением подобной недобросовестной практики, по мнению ряда респондентов, является назначение действующих чиновников на руководящие должности в ассоциациях-конкурентах, а также широкое присутствие чиновников в коллегиальных органах таких ассоциаций.