Правила государственного и муниципального контроля снова ужесточатся

| новости | печать

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Законопроектом предлагается внести изменения более, чем в 60 законодательных актов РФ, регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора) в области транспорта, связи, строительства, энергетики, сельского хозяйства, естественных монополий, оборота отдельных видов продукции, рекламы, азартных игр, миграции, здравоохранения, защиты прав потребителей, защиты государственной тайны, информации и персональных данных, охраны окружающей среды, промышленной, ядерной, радиационной, пожарной, транспортной безопасности и в других сферах экономической деятельности.

Предлагаемые изменения определяют особенности организации и проведения проверок в отдельных видах государственного контроля (надзора), в части установления предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, порядка подачи уведомлений о проведении внеплановых проверок.

В частности, предусматривается уточнение системы организации государственного контроля (надзора) и уполномоченных на его осуществление федеральных органов исполнительной власти; определение предмета и оснований для проведения плановых и внеплановых проверок.

Предлагается установить более частую, чем один раз в три года, периодичность плановых проверок (например, ежегодно за устанавливаемыми и применяемыми субъектами естественных монополий регулируемыми ценами (тарифами), за соблюдением требований ядерной, радиационной, промышленной безопасности). Увеличивается предельная продолжительность проведения проверок (например, до тридцати рабочих дней при проведении проверок в области обеспечения ядерной, радиационной и промышленной безопасности).

Предусматривается также возможность проведение внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления хозяйствующего субъекта о факте проведения проверки (например, при осуществлении государственного миграционного надзора, контроля в сфере рекламы, промышленной и транспортной безопасности).

Проектом не предполагается наделение органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления дополнительными полномочиями в области регионального государственного надзора и муниципального контроля и изменение их функций, установленных законами РФ и субъектов РФ.

Комментируя рассмотрение законопроекта, председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров заявил: «Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был принят, прежде всего, для снижения административных барьеров и устранения излишнего давления на предпринимателей. Были исключены дублирующие контрольно-надзорные функции государственных органов, обеспечена прозрачность действий должностных лиц при проведении проверок. Вместе с тем эффективно осуществлять контрольные мероприятия в отдельных областях экономического развития, применяя общие нормы, невозможно, а иногда даже небезопасно для государства и для жизни граждан. Поэтому по ряду видов контроля (надзора) были предусмотрены изъятия, а по ряду – должны были быть разработаны и приняты специальные нормативные правовые акты, которые содержали бы особенности организации и проведения контрольно-надзорных проверок. Рассмотренный нами законопроект направлен в том числе на обеспечение ядерной и радиационной безопасности на объектах атомной энергии, энергетической безопасности, безопасности на угольных шахтах, крупных химических и нефтехимических комплексах, гидротехнических сооружений, в других отраслях промышленности, контроля за оборотом наркотических средств и оружия, безопасности дорожного движения, строительства, соблюдения норм безопасности при проведении капитального ремонта, реконструкции и др.», сообщает пресс-служба нижней палаты.