Президент вносит поправки в закон о Конституционном Суде РФ

| новости | печать

Президент РФ Дмитрий Медведев внёс в Государственную Думу проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», сообщает пресс-служба Кремля.

Законопроект направлен на оптимизацию процедуры конституционного судопроизводства в целях повышения её эффективности.

Устанавливается возможность рассмотрения определённой категории дел в заседании Конституционного Суда РФ (КС) без проведения слушаний.

В частности, предусматривается, что КС может в таком порядке проверять по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, если придёт к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ, постановлениями Конституционного Суда, сохраняющими силу, либо вытекают из них, а также что оспариваемая заявителем норма, ранее уже признанная неконституционной постановлением КС, сохраняющим силу, применена в конкретном деле, а подтверждение КС неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Согласно законопроекту дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если письменное ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ – в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии принятого соответствующим органом нормативного правового акта Конституции РФ, либо если ходатайство подано заявителем – в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.

На указанный порядок разбирательства дел распространяются все основные принципы конституционного судопроизводства, включая состязательность и равноправие сторон, за исключением принципа устного разбирательства. Итоговое решение выносится в форме постановления. При этом нормы, определяющие содержание принципа непрерывности, предлагается уточнить таким образом, чтобы позволить КС начинать рассмотрение нового дела до провозглашения решения по ранее начатому делу. Тем самым создаются условия для ускорения рассмотрения дел, а также исключается возможность принятия КС решений в форме определений, влекущих за собой пересмотр решений судов обшей юрисдикции и арбитражных судов.

Предлагается также скорректировать условия допустимости обращений в КС. Предусматривается, что жалоба гражданина будет признаваться допустимой, если оспариваемая норма закона уже применена в конкретном деле судом, а запрос суда будет допустим лишь в случае, если норма закона ещё не применена, а «подлежит применению».

Кроме того, из Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устраняются положения, закрепляющие в качестве организационной формы конституционного судопроизводства рассмотрение и разрешение дел в заседаниях палат КС, а также все иные нормы о палатах КС. Законопроектом предлагается установить, что КС рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям КС (при этом понятие «пленарное заседание» заменяется понятием «заседание»).

Кроме того, предлагается исключить действие норм, касающихся предельного возраста пребывания в должности судьи, в отношении Председателя КС. Предусматривается изменить порядок прекращения полномочий судей. Так, в перечень оснований для применения процедуры прекращения полномочий судьи, когда окончательное решение принимает Совет Федерации, включаются случаи продолжения судьей занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью, и неучастия судьи в заседаниях КС или уклонения его от голосования без уважительных причин.

Предусмотрено, что полномочия Председателя КС или его заместителей могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ в случае, если решением КС, принятым квалифицированным большинством голосов, установлено, что Председатель или заместитель Председателя не исполняет или ненадлежащим образом исполняет должностные обязанности.

Также исключаются нормы, определяющие размер государственной пошлины при обращении в КС, поскольку соответствующие нормы содержатся в Налоговом кодексе РФ.