О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков

Правительство РФ постановление от 22.11.2011 № 964
| нормативные правовые акты | печать

В соответствии с Федеральным законом «О банке развития» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков.

2. Министерству финансов Российской Федерации в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по вопросам предоставления государственной поддержки при осуществлении деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2008 г. № 100 «О порядке осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 756).

Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин

Правила осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления открытым акционерным обществом, созданным государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее соответственно - общество, Внешэкономбанк), деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, в том числе деятельности по сострахованию и перестрахованию.

2. В соответствии с настоящими Правилами и без получения разрешения (лицензии) общество осуществляет страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков российских экспортеров товаров (работ, услуг), российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, а также российских и иностранных кредитных организаций и (или) Внешэкономбанка, осуществляющих финансовую поддержку указанных лиц.

3. Для осуществления обществом деятельности, указанной в пункте 2 настоящих Правил, может предоставляться финансовая поддержка со стороны Внешэкономбанка в виде гарантий и (или) в иных формах, а также государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе в виде субсидий, бюджетных инвестиций и государственных гарантий Российской Федерации.

4. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:

«должник» - иностранное государство в лице своего уполномоченного государственного органа или иного государственного образования, включая министерство финансов или центральный банк иностранного государства (далее - суверенный должник), либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющее право действовать от своего имени и отвечать по своим обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), а также иные лица, являющиеся участниками отношений, указанных в пункте 2 настоящих Правил, за исключением общества;

«должник, получающий государственную поддержку» - иностранное юридическое лицо, получающее поддержку от иностранного государства, в том числе в форме участия иностранного государства в уставном капитале такого юридического лица, и (или) назначения такого юридического лица агентом иностранного государства, и (или) предоставления такому юридическому лицу государственных гарантий иностранного государства, и (или) в иных формах;

«инвестиции» - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

«инвестиционная деятельность» - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

«кредитный договор» - договор, на основании которого российская или иностранная кредитная организация (кредитор), а также Внешэкономбанк обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику или указанному им лицу в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее;

«кредитование покупателя» - кредитный договор между одной или несколькими кредитными организациями (в том числе иностранными) либо Внешэкономбанком, с одной стороны, и одним или несколькими заемщиками, с другой стороны, согласно которому кредитная организация или Внешэкономбанк обязуются произвести от имени заемщика оплату по экспортному договору, по которому заемщик выступает в качестве или в интересах покупателя;

«кредитование поставщика» - экспортный договор между одним или несколькими поставщиками (исполнителями) и одним или несколькими покупателями (заказчиками), согласно которому покупатель (заказчик) обязуется произвести оплату поставщику (исполнителю) через определенное время после передачи товара (оказания услуг) покупателю (заказчику);

«страхование экспортных кредитов и инвестиций» - отношения по защите интересов страхователей при экспорте товаров (работ, услуг) российскими экспортерами и осуществлении инвестиционной деятельности российскими инвесторами за пределами территории Российской Федерации, а также по защите интересов российских и иностранных кредитных организаций и Внешэкономбанка, осуществляющих финансовую поддержку указанных сделок при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых обществом из уплаченных страховых премий (страховых взносов), и за счет иных средств;

«страховая стоимость» - сумма задолженности по экспортному кредиту, включая проценты, и (или) убытки, которые страхователь понес бы в связи с осуществлением инвестиционной деятельности и (или) экспортом товаров (работ, услуг) при наступлении страхового случая;

«финансовая поддержка» - услуги, оказываемые российскими и иностранными кредитными организациями, Внешэкономбанком, в том числе предоставление кредитов, выдача банковских гарантий, выдача поручительств, содействие в осуществлении лизинговых операций, осуществление расчетов по аккредитиву, а также иные услуги;

«экспортный договор» - договор, предусматривающий экспорт товаров (работ, услуг) с территории Российской Федерации;

«экспортный кредит» - сделки кредитования поставщика или кредитования покупателя.

5. Настоящие Правила не применяются к деятельности страховщиков, получивших лицензию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - российский страховщик).

II. Требования к правилам страхования

6. Страхование экспортных кредитов и инвестиций осуществляется на основании договора страхования, общие условия и порядок заключения, исполнения и прекращения которого определяются правилами страхования, а также на основании договора сострахования и договора перестрахования. Договор страхования может устанавливать исключения из объема страхового покрытия, предусмотренного правилами страхования.

Указанные правила страхования разрабатываются обществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и требованиями настоящих Правил и утверждаются советом директоров общества (далее - правила страхования).

7. Правила страхования должны определять:

1) субъекты страхования;

2) объекты страхования;

3) страховые риски;

4) перечень событий, связанных с предпринимательскими рисками и (или) политическими рисками, которые влекут возникновение у страхователя убытков, и исключений из указанного перечня;

5) порядок определения страховой суммы (лимита страховой ответственности);

6) порядок определения размера страховой премии (страховых взносов) и ее уплаты;

7) порядок определения размера и процедуры выплаты страхового возмещения;

8) порядок заключения, исполнения и прекращения договора страхования;

9) права и обязанности сторон, в том числе в части раскрытия страхователем информации;

10) порядок определения размера убытков;

11) основания отказа в страховой выплате.

8. Правила страхования могут содержать положения, не предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил.

9. Сторонами договора страхования являются общество, страхователь и (или) выгодоприобретатель.

10. Сторонами договора сострахования являются общество, российский страховщик, имеющий право осуществлять страхование предпринимательских рисков на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», и (или) юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства для осуществления страхования, перестрахования, которое имеет право осуществлять указанную деятельность в соответствии с законодательством такого иностранного государства (далее - иностранный страховщик), и (или) юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства, или учреждение, осуществляющее страхование экспортных кредитов и (или) инвестиций либо предоставление гарантий в целях защиты от предпринимательских и (или) политических рисков в качестве одной из основных целей своей деятельности (далее - экспортно-кредитное агентство), а также страхователь.

Российские страховщики могут выступать в договоре сострахования при условии, что указанное сострахование осуществляется страховщиками в соответствии с условиями, установленными для выдачи лицензии, а также условиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков.

11. Страхователями по договору страхования и по договору сострахования могут быть следующие лица:

1) юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, или его дочернее общество (в том числе созданное в соответствии с законодательством иностранного государства) либо физическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, заключившие или намеревающиеся заключить экспортный договор (далее - российский экспортер);

2) юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, или его дочернее общество (в том числе созданное в соответствии с законодательством иностранного государства) либо физическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие инвестиционную деятельность за пределами территории Российской Федерации (далее - российский инвестор);

3) иностранное юридическое лицо, имеющее имущественный интерес, прямо или косвенно связанный с осуществлением российским экспортером экспортных операций или осуществлением российским инвестором инвестиционной деятельности за пределами Российской Федерации;

4) кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российская кредитная организация), а также Внешэкономбанк, предоставившие или намеревающиеся предоставить финансовую поддержку, прямо или косвенно связанную с осуществлением российским экспортером экспортных операций или осуществлением российским инвестором инвестиционной деятельности за пределами Российской Федерации;

5) юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства, осуществляющее выдачу кредитов в качестве одного из основных видов своей деятельности, действующее в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющее соответствующее разрешение или лицензию (далее - иностранная кредитная организация), предоставившее финансовую поддержку иностранному юридическому лицу в целях исполнения таким иностранным юридическим лицом своих обязательств по договору (контракту), заключенному с российским экспортером или российским инвестором.

12. Сторонами договора перестрахования являются общество, с одной стороны, и российский страховщик, иностранный страховщик или экспортно-кредитное агентство - с другой. При заключении договоров перестрахования общество вправе выступать как в качестве перестрахователя, так и в качестве перестраховщика.

13. Объектами страхования могут быть имущественные интересы страхователей, связанные с возможными убытками вследствие реализации предпринимательских и (или) политических рисков, возникающими в процессе осуществления или подготовки к осуществлению сделок, связанных с экспортом российских товаров (работ, услуг) и осуществлением инвестиционной деятельности за пределами территории Российской Федерации. Такими сделками, в частности, могут быть:

1) исполнение экспортных договоров;

2) предоставление финансовой поддержки иностранным государствам, а также центральным банкам, банкам, государственным и частным компаниям и предприятиям в иностранных государствах при условии, что такая финансовая поддержка связана с осуществлением экспорта российских товаров (работ, услуг) и (или) осуществлением инвестиционной деятельности за пределами территории Российской Федерации;

3) предоставление финансовой поддержки российским экспортерам в целях, связанных с экспортом товаров (работ, услуг), а также для приобретения сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров, предназначенных для экспорта;

4) обеспечение исполнения обязательств, связанных с экспортом российских товаров (работ, услуг) и (или) осуществлением инвестиционной деятельности за пределами территории Российской Федерации;

5) осуществление инвестиционной деятельности за пределами территории Российской Федерации, включая взносы в уставный капитал (в том числе уставный капитал дочерних и зависимых обществ), инвестиции в производство товаров, разработку технологий, приобретение лицензий, авторских прав и услуг, связанных с подготовкой проектов, управлением проектами, а также инвестиции в форме предоставления российскими инвесторами займов и кредитов своим аффилированным лицам либо обеспечения исполнения обязательств аффилированных лиц в целях получения ими займов и кредитов.

14. Страховая сумма (лимит страховой ответственности) устанавливается в договоре страхования.

15. Страховая сумма по договору страхования не может превышать 90 процентов страховой стоимости по экспортному кредиту и (или) инвестиции при страховании предпринимательских рисков и 95 процентов страховой стоимости при страховании политических рисков.

16. Для целей статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости при осуществлении деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков составляет 70 процентов.

17. Размер страховой премии определяется обществом в соответствии со страховым тарифом. Страховой тариф рассчитывается исходя из следующих факторов (тарифных факторов):

1) финансовое состояние должника;

2) уровень риска, связанный с иностранным государством (иностранными государствами), в отношении которого осуществляется страховое покрытие (территории покрытия);

3) сумма и срок экспортного кредита или инвестиции;

4) доля собственного удержания риска страхователем, перестрахователем;

5) страховая сумма (лимит страховой ответственности), страховая стоимость и их соотношение;

6) иные факторы, установленные соответствующими правилами страхования.

18. Страховая премия, рассчитанная исходя из тарифных факторов и на основании утвержденного советом директоров общества положения о страховых тарифах, должна соответствовать:

страхуемому риску с учетом предоставляемой обществу финансовой поддержки Внешэкономбанка в виде гарантий и (или) в иных формах, а также государственной поддержки;

объему предоставляемого страхового покрытия.

В случае если для осуществления основной цели деятельности общества необходимо установить размер страховой премии, не соответствующий хотя бы одному из указанных требований, решение об этом принимается наблюдательным советом Внешэкономбанка при условии предоставления обществу дополнительной финансовой поддержки со стороны Внешэкономбанка или государственной поддержки в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий Российской Федерации. Размер такой дополнительной финансовой поддержки должен быть не ниже размера, необходимого для обеспечения соответствия страховой премии всем указанным требованиям.

19. Расчет и уплата страховой премии и страхового возмещения осуществляются в валюте кредитного и (или) инвестиционного договора, если иное не оговорено в договоре страхования.

20. Методика и порядок расчета страховых тарифов и страховых премий устанавливаются и утверждаются советом директоров общества в соответствии с настоящими Правилами.

21. В целях организации процедуры принятия рисков совет директоров общества утверждает пределы полномочий, в рамках которых исполнительные органы общества вправе принимать на общество обязательства по страхованию рисков.

22. Общество осуществляет страхование, сострахование и перестрахование в отношении одного или нескольких страховых событий, указанных в пунктах 24 и (или) 25 настоящих Правил.

23. Страховыми случаями являются наступившие страховые события, связанные с предпринимательскими и политическими рисками и влекущие возникновение убытков, на случай наступления которых осуществляется страхование.

24. Событиями, связанными с предпринимательскими рисками, являются:

1) официально признанная либо фактическая неплатежеспособность должника (за исключением суверенного должника) и (или) его гаранта;

2) неисполнение должником (за исключением суверенного должника) и (или) его гарантом обязательств по застрахованной сделке, кроме неосуществления платежа в пользу кредитора, если это прямо предусмотрено в договоре страхования и правилах страхования;

3) необоснованный отказ должника (за исключением суверенного должника) от исполнения своих обязательств, в том числе отказ от осуществления платежей, необоснованное приостановление исполнения или расторжение договора либо необоснованный отказ принять товары и (или) услуги.

25. Событиями, связанными с политическими рисками, являются:

1) необоснованный отказ суверенного должника и (или) должника, получающего государственную поддержку, и (или) их гаранта от исполнения своих обязательств, в том числе отказ от осуществления платежей, необоснованное приостановление исполнения или расторжение договора либо необоснованный отказ принять товары и (или) услуги;

2) неисполнение суверенным должником и (или) должником, получающим государственную поддержку, и (или) их гарантом иных обязательств по застрахованной сделке, кроме неосуществления платежа в пользу кредитора;

3) вмешательство иностранного государства, в том числе действия или решения иностранного государства, или государственного органа, или иного государственного образования, которое:

препятствует исполнению договора о кредитовании покупателя или экспортного договора;

приводит к национализации, экспроприации, конфискации без равноценного возмещения или к иным действиям со стороны такого иностранного государства, причиняющим ущерб российскому экспортеру, или российскому инвестору, или иностранным юридическим лицам, аффилированным по отношению к российскому экспортеру, или российскому инвестору;

распространяется на инвестиционную деятельность за пределами территории Российской Федерации посредством одностороннего изменения условий договоров и соглашений о защите или осуществлении инвестиций;

изменяет договорные обязательства, принятые иностранными государствами в рамках структурированного финансирования;

приводит к изменениям в нормативных правовых актах, на основании которых планировалось осуществление инвестиций;

4) отсрочка исполнения обязательств, установленная на основании закона иностранного государства, объявленная государством должника, государством должника, получающего государственную поддержку, иностранным государством, через которое предполагается осуществление платежа при кредитовании покупателя, или иностранным государством, в котором осуществлены инвестиции либо учреждено иностранное юридическое лицо (мораторий);

5) невозможность или задержка перечисления денежных средств, подлежащих уплате по договору о кредитовании покупателя, либо по экспортному договору, либо по другим основаниям, возникающим в связи с исполнением застрахованной сделки, вследствие событий политического характера, экономических проблем, законодательных или административных мер за пределами территории Российской Федерации;

6) принятие в государстве должника, получающего государственную поддержку, или в иностранном государстве, в котором осуществлены инвестиции, законодательных актов, в соответствии с которыми признается надлежащим погашением долга осуществление должниками платежей, которые на дату перечисления средств уже не покрывают (в том числе вследствие колебаний обменных курсов) сумму долга, рассчитанную в валюте экспортного договора, договора о кредитовании покупателя или в валюте обязательств, возникающих из осуществления инвестиционной деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) принятие Российской Федерацией или международной организацией решений по вопросам внешней торговли, в том числе вводящих запрет на экспорт, если последствия таких решений не будут компенсированы Российской Федерацией иным образом (данное событие распространяется на договор о кредитовании поставщика и коммерческий договор, связанный с договором о кредитовании покупателя);

8) обстоятельства непреодолимой силы, возникшие за пределами территории Российской Федерации, в том числе боевые и военные действия, военные маневры или иные подобные мероприятия, гражданские войны, забастовки, народные волнения, беспорядки массового характера, если их последствия не застрахованы иным образом.

26. Для заключения договора страхования страхователь подает в общество подписанное заявление, а также документы по перечню, установленному обществом.

Страхователь обязан при заключении и в период действия договора страхования сообщать обществу об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления. Существенными признаются обстоятельства, указанные в договоре страхования.

Страхователь несет ответственность за достоверность и полноту данных, представленных для заключения договора страхования.

27. При заключении договора страхования общество проводит самостоятельно или посредством экспертизы оценку объекта страхования в целях определения степени страхового риска.

28. При заключении договора страхования между страхователем и обществом должно быть достигнуто соглашение относительно:

1) объекта страхования;

2) страховых рисков;

3) страховых случаев;

4) страховой суммы (лимита страховой ответственности);

5) страховой премии (страховых взносов);

6) страховой стоимости;

7) срока действия договора;

8) иных условий, которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть включены в договор страхования.

29. Общество вправе потребовать признания заключенного договора страхования недействительным, если после заключения договора будет установлено, что страхователь сообщил обществу заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имевших существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления. Существенными признаются обстоятельства, указанные в договоре страхования.

30. Общество вправе расторгнуть договор страхования в случае неисполнения страхователем обязанности незамедлительно сообщать обществу о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных обществу при заключении договора, если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска. Значительными признаются изменения, указанные в договоре страхования и в правилах страхования.

31. Общество освобождается от выплаты страхового возмещения в отношении ущерба, возникшего вследствие умысла страхователя и (или) выгодоприобретателя по следующей причине:

1) действие или бездействие страхователя или его представителя;

2) ограничение прав страхователя, предусмотренное любым заключенным им договором;

3) любое последующее соглашение между страхователем и должником (должником, получающим государственную поддержку) после заключения кредитного или экспортного договора, препятствующее погашению задолженности либо задерживающее такое погашение;

4) при кредитовании поставщика - любое неисполнение обязательств субподрядчиками, иными подрядчиками или поставщиками при условии, что такое неисполнение не было вызвано событиями, связанными с политическим рисками, указанными в пункте 25 настоящих Правил.

32. Общество осуществляет страховую выплату в соответствии с настоящими Правилами, правилами страхования и положением об урегулировании убытков, утверждаемым советом директоров общества.

33. В положении об урегулировании убытков должны содержаться:

1) полномочия исполнительных органов общества и совета директоров в части принятия на общество обязательств по выплате страхового возмещения по каждому отдельному страховому случаю;

2) порядок оценки и анализа заявления о страховой выплате;

3) методология оценки размера убытка и расчета страховой выплаты;

4) порядок осуществления страховой выплаты;

5) иные положения.

34. К обществу, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования, если договором страхования не предусмотрено иное. Перешедшее к обществу право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и лицом, ответственным за убытки, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

35. В целях реализации перешедших к обществу прав требования договоры страхования должны предусматривать:

1) обязанность страхователя передать обществу все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления обществом перешедшего к нему права требования;

2) условие о том, что в случае если страхователь отказался от своего права требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные обществом, или осуществление этого права стало невозможным по вине страхователя, общество освобождается от выплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части и вправе потребовать возврата излишне выплаченной суммы возмещения.

36. Совет директоров общества может принимать решение об обращении в Министерство финансов Российской Федерации с предложением о заключении договора уступки прав требования по обязательствам, перешедшим к обществу.

III. Требования к обеспечению финансовой устойчивости общества

37. Уставный капитал общества на момент государственной регистрации должен составлять 30 млрд. рублей.

38. Совокупный лимит страховой ответственности общества по принятым обществом обязательствам в любой момент не может превышать наибольшее из суммы, эквивалентной 10-кратному размеру собственных средств общества, или 300 млрд. рублей.

Размер собственных средств общества определяется исходя из бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.

39. Для осуществления своей деятельности общество может привлекать заемные средства. Совокупный объем заемных средств в любой момент не должен превышать 50 процентов собственных средств общества.

40. Для целей обеспечения финансовой устойчивости общества используются дополнительные показатели финансовой устойчивости, методология расчета и лимиты которых устанавливаются положением об управлении рисками общества, утверждаемым советом директоров общества.

41. Страховой фонд общества представляет собой совокупную величину страховых резервов.

42. Для обеспечения исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования и перестрахования общество формирует страховые резервы. Состав страховых резервов, методы, правила их формирования и использования определяются в положении о страховых резервах, которое утверждается советом директоров общества.

Состав страховых резервов, методы и правила их формирования должны определяться в положении о страховых резервах таким образом, чтобы выполнялись следующие требования:

1) страховые резервы должны быть достаточны для исполнения обязательств общества по осуществлению будущих страховых выплат и их обслуживанию по страховым случаям, которые произошли в предшествующие отчетные периоды и могут произойти в будущем;

2) методы расчета страховых резервов должны соответствовать общепринятой мировой актуарной практике;

3) метод оценки обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования должен быть основан на статистических данных общества по страховым премиям, страховым выплатам за период, составляющий не менее 10 финансовых лет с момента начала финансовой деятельности. В случае отсутствия указанного объема статистических данных могут использоваться упрощенные методы оценки указанных обязательств, рыночные статистические данные и экспертные оценки;

4) методы расчета страховых резервов должны учитывать оценку возможных будущих доходов, связанных с исполнением договоров страхования, сострахования, перестрахования, в частности поступлений по суброгационным требованиям, долей перестраховщиков в убытках и (или ) расходах;

5) методы расчета страховых резервов должны учитывать риск изменения курса валют, в которые номинированы обязательства договоров страхования, сострахования, перестрахования.

43. Совет директоров общества устанавливает минимальный уровень всех страховых премий, направляемых в страховой фонд в течение первых 3 лет деятельности общества.

44. Общество рассчитывает долю участия перестраховщиков в страховых резервах одновременно с расчетом страховых резервов. Доля перестраховщика (перестраховщиков) в страховых резервах определяется по каждому договору (группе договоров) в соответствии с условиями договора (договоров) перестрахования.

45. Размещение средств страховых резервов определяется положением об инвестиционной политике общества, утверждаемым советом директоров общества.

46. Порядок формирования и использования страхового фонда общества определяется внутренними документами, утверждаемыми советом директоров общества.

47. Размещение средств страховых резервов и собственных средств общества осуществляется на следующих принципах:

1) обеспечение сохранности указанных средств;

2) обеспечение диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности;

3) определение стратегии размещения средств на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке, учет надежности ценных бумаг;

4) информационная открытость процесса размещения средств для акционеров (единственного акционера) общества;

5) прозрачность процесса размещения средств для органов государственного надзора и контроля;

6) профессиональное управление инвестиционным процессом.

IV. Требования к деятельности общества в связи с предоставлением ему финансовой поддержки Внешэкономбанка, а также государственной поддержки

48. Внешэкономбанк может оказывать необходимую финансовую поддержку обществу в виде предоставления банковских гарантий, увеличения уставного капитала общества и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

49. Правительство Российской Федерации может оказывать необходимую финансовую поддержку в виде предоставления субсидий, бюджетных инвестиций и (или) государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

50. Требования к деятельности общества в связи с предоставлением ему государственной поддержки в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий Российской Федерации определяются в порядке, установленном в отношении соответствующего вида государственной поддержки.

V. Порядок и формы осуществления контроля за деятельностью общества

51. Контроль за деятельностью общества осуществляется в следующих формах:

1) представление обществом Внешэкономбанку годового и квартального отчетов о результатах своей деятельности;

2) осуществление обществом внутреннего контроля;

3) проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, результаты которого подлежат опубликованию.

52. Целями осуществления внутреннего контроля являются:

1) эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности общества при совершении страховых и иных операций;

2) эффективность управления (включая обеспечение сохранности) активами, собственным капиталом, страховыми и иными обязательствами общества;

3) эффективность управления рисками общества (выявление, оценка рисков, определение приемлемого уровня рисков, принимаемых на себя обществом, принятие мер по их поддержанию на уровне, не угрожающем финансовой устойчивости и платежеспособности общества);

4) достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

5) поддержание этических принципов и профессионализма (компетентности) работников;

6) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.

53. Годовой отчет общества состоит из:

отчета о результатах деятельности общества за отчетный год;

годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

54. Отчет о результатах деятельности общества за отчетный год представляется Внешэкономбанку не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

55. Отчет о результатах деятельности общества за отчетный год включает:

1) сведения о размере и структуре страхового портфеля;

2) сведения о размере и формах перестраховочной защиты;

3) сведения о формировании и использовании страховых резервов общества, включая оценку достаточности страховых резервов;

4) сведения о размере и структуре заемных средств;

5) сведения о размере и структуре инвестиционного портфеля, формируемого в целях размещения страховых резервов и собственных средств;

6) отчет о состоянии финансовой устойчивости общества, включающий показатели, установленные положением об управлении рисками общества;

7) иные сведения.

56. Состав и формы отчета о результатах деятельности общества за отчетный год разрабатываются комитетом по контролю общества и утверждаются советом директоров общества.

57. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность общества состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности.

58. Состав и формы бухгалтерской (финансовой) отчетности общества утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

59. Обобщенные данные годового отчета общества подлежат обязательному опубликованию, в том числе путем размещения на сайте общества в сети Интернет, до 1 июня года, следующего за отчетным периодом.

60. Внешэкономбанк ежегодно готовит доклад Правительству Российской Федерации о результатах работы общества.

61. Квартальный отчет о результатах деятельности общества представляется совету директоров общества не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Квартальный отчет о результатах деятельности общества должен содержать:

сведения о размере страховых обязательств, принятых обществом за отчетный период, и размере страховой премии по страхователям и договорам;

сведения о сделках, в отношении которых принято решение об отказе в принятии рисков на страхование, и причинах отказа;

отчет по результатам анализа принятых рисков, урегулированным страховым случаям и взысканным долгам;

сведения о размере и структуре инвестиционного портфеля, формируемого в целях размещения страховых резервов и собственных средств;

сведения по расходам на ведение дела;

сравнение показателей за предыдущий период;

сопоставление с плановыми показателями текущего года и прогноз показателей до конца текущего года.

Формат и состав квартального отчета разрабатываются комитетом по контролю общества и утверждаются советом директоров общества.

62. При совете директоров общества создается комитет по контролю для осуществления контроля за деятельностью общества. Совет директоров общества устанавливает:

1) требования, направленные на исключение конфликта интересов;

2) порядок представления и формы статистической отчетности и иных сведений общества;

3) правила внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

63. Для достижения предусмотренных пунктом 52 настоящих Правил целей осуществления внутреннего контроля комитет по контролю контролирует:

1) исполнение обществом законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организацию и осуществление внутреннего контроля;

2) соблюдение законодательства, регулирующего деятельность общества;

3) достоверность отчетности общества;

4) обеспечение обществом финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств общества, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств общества и принятых обязательств;

5) выдачу обществом гарантий и поручительств.

64. Комитет по контролю проводит проверки деятельности исполнительных органов общества и создаваемых при них комитетов, а также структурных подразделений общества на основании поручений совета директоров и в соответствии с графиком, утверждаемым советом директоров.

65. Комитет по контролю представляет свои рекомендации совету директоров, по решению которого такие рекомендации подлежат исполнению органами общества.

66. Комитет по контролю согласовывает следующие внутренние документы общества:

1) квалификационные требования и требования к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа общества;

2) нормативы достаточности собственных средств и иные требования, направленные на снижение рисков деятельности общества, в том числе порядок расчета величины собственных средств;

3) требования к финансовой устойчивости общества в части состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств общества и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств общества, выдачи гарантий и поручительств.

67. Комитет по контролю представляет в совет директоров общества информацию, содержащуюся в представляемой в комитет по контролю отчетности, в объеме и форме, которые согласованы с советом директоров общества.

68. Комитет по контролю имеет право:

запрашивать и получать от органов управления и структурных подразделений общества сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции комитета вопросам;

создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии).