1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 897

О предложениях по изменению законодательства

Федеральная налоговая служба письмо от 15.07.2011 № ЕД-4-3/11407

В Федеральную налоговую службу поступило обращение Министерства энергетики Российской Федерации о согласовании комплекса мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности Российской федерации в сфере электроэнергетики.

Из пункта 2.12 этого документа следует, что Министерством энергетики планируется разработка механизма, предусматривающего «увеличение норм амортизационных отчислений на оборудование и сооружения, входящие в состав опасных производственных объектов»... в целях «направления увеличенной амортизации на повышение безопасности и надежности энергетических объектов».

Предлагаемое мероприятие может подразумевать внесение изменений в Классификацию основных средств, установленную в целях исчисления налога на прибыль постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1, с переносом оборудования и сооружений опасных производственных объектов энергетической отрасли в более низкую амортизационную группу.

Вместе с тем увеличение норм амортизации в целях налогообложения так же может быть достигнуто предоставлением возможности применения на опасных производственных объектах повышающих коэффициентов к общей норме амортизации, установленной для соответствующих оборудования и сооружений.

В отношении последнего ФНС России сообщает следующее.

Сокращение срока амортизации объектов основных средств в целях исчисления налога на прибыль организаций к уменьшению общей суммы налога к уплате в бюджет не приводит. Просто сумма налога перераспределяется между периодами (в период ускоренной амортизации сумма налога относительно меньше, но после окончания начисления амортизации - относительно больше). Таким образом, если у организации и есть «экономия», то только за счет изменения стоимости денег во времени. Такая величина точно исчислена быть не может. Соответственно, в такой конструкции будет отсутствовать определенность в сумме средств, которую нужно направлять на повышение безопасности и надежности энергетических объектов.

Однако даже в случае установления четкого порядка исчисления такой суммы с применением математических формул, ФНС России не считает данный механизм целесообразным к введению. Наличие условия для применения увеличенных норм амортизации потребует осуществления налогового контроля за фактическим расходованием сумм «экономии». Практика применения аналогичных механизмов показывает, что контроль их исполнения трудоемок и с точки зрения налогового стимулирования недостаточно эффективен.

Кроме того, четвертый абзац пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации уже содержит норму о праве налогоплательщиков применять к норме амортизации повышающий коэффициент 2 при работе объектов основных средств в условиях агрессивной среды.

При этом формулировка указанного пункта не имеет однозначной трактовки и эта неясность законодательства сегодня широко используется организациями, признанными опасными производственными объектами для применения коэффициента 2 ко всем своим основным средствам. В результате возникают многочисленные судебные споры о правомерности таких действий организаций.

С этой точки зрения ФНС России поддержала бы законодательную инициативу об отмене второго предложения четвертого абзаца пункта 1 статьи 259.3 НК РФ с одновременным включением в эту статью нормы о применении повышающего коэффициента оборудования и сооружений, входящих в состав опасных производственных объектов, в том числе энергетических.

Заместитель руководителя ФНС России

Д. Егоров