1. Главная / Документы / Нормативные правовые акты 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| нормативные правовые акты | печать

Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Операционные сегменты» (ПБУ 12/2010) (проект)

Министерство финансов РФ приказ

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3258; № 49, ст. 4908; 2005, № 23, ст. 2270; № 52, ст. 5755; 2006, № 32, ст. 3569; № 47, ст. 4900; 2007, № 23, ст. 2801; № 45, ст. 5491; 2008, № 5, ст. 411; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 8, ст. 973; № 11, ст. 1312; № 26, ст. 3212; № 31, ст. 3954; 2010, № 5, ст. 531; № 9, ст. 967; № 11, ст. 1224, № 26, ст. 3350 ), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Операционные сегменты» (ПБУ 12/2010).

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации -

Министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрин


УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 2010 г. №

Положение по бухгалтерскому учету
«Операционные сегменты» (ПБУ 12/2010)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и некоммерческих организаций).

2. Организации – эмитенты публично размещаемых ценных бумаг должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам в соответствии с настоящим Положением. Иные организации применяют настоящее Положение в случае принятия ими решения о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности. Информация, не соответствующая требованиям настоящего Положения, не может именоваться в бухгалтерской отчетности информацией по сегментам.

3. Настоящее Положение не применяется при формировании отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах составления такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

4. При раскрытии информации по сегментам организация применяет общие требования к представлению информации в бухгалтерской отчетности организаций, установленные нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, с учетом требований настоящего Положения.

Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, её хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

II. Выделение операционных сегментов

5. Операционным сегментом является часть деятельности организации:

способная приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы (включая подразумеваемые выгоды и расходы от операций с другими сегментами);

результаты которой регулярно анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями в принятии решений по распределению ресурсов между сегментами и оценке этих результатов (далее – полномочное лицо организации);

по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.

6. В зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также ее системы внутренней отчетности основой выделения операционных сегментов могут быть:

производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;

основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;

географические регионы, в которых осуществляется деятельность;

структурные подразделения организации; др.

7. При выделении операционных сегментов учитывается информация, используемая полномочными лицами организации, сведения, размещаемые в средствах массовой информации, иная доступная информация, в частности, управленческие документы по планированию, отчеты высшего органа управления организации, сведения, опубликованные на Интернет-сайте организации, и т.п.

8. Несколько операционных сегментов могут быть определены как единый сегмент, если такое объединение соответствует целям настоящего Положения, а также при условии сходства экономических характеристик объединяемых сегментов, в частности, сходства по:

характеру (назначению) продукции, товаров, работ, услуг;

процессу производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

потребителям (покупателям, заказчикам) продукции, товаров, работ, услуг;

способам продажи продукции, товаров, работ, услуг;

правовым условиям ведения деятельности.

9. Помимо условий выделения операционных сегментов, предусмотренных пунктами 5 – 8 настоящего Положения, организация может использовать также следующие дополнительные условия:

специфический характер отдельного направления деятельности;

ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности;

обособленность информации, представляемой совету директоров (наблюдательному совету) организации; др.

III. Отчетные сегменты

10. Информация по операционным сегментам, выделенным в качестве отчетных, обособленно раскрывается в бухгалтерской отчетности посредством установленного перечня показателей.

Операционный сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

выручка сегмента от продажи внешним покупателям и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов;

финансовый результат деятельности сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10 процентов от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли операционных сегментов, финансовым результатом деятельности которых является прибыль, или суммарного убытка операционных сегментов, финансовым результатом деятельности которых является убыток;

активы сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех операционных сегментов.

11. Операционный сегмент, показатели которого ниже предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, может быть выделен в качестве отчетного, если информация по данному сегменту будет полезной для заинтересованных пользователей или если существует необходимость выделения большего числа отчетных сегментов для выполнения условия, предусмотренного пунктом 14 настоящего Положения.

12. Перечень отчетных сегментов устанавливается организацией исходя из ее организационной и управленческой структуры.

13. При установлении перечня отчетных сегментов организация может объединить информацию по двум или более операционным сегментам, показатели которых ниже предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, в том случае, если такое объединение соответствует требованиям настоящего Положения, а также при условии сходства объединяемых сегментов по экономическим характеристикам, указанным в пункте 8 настоящего Положения.

14. На отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности организации должно приходиться не менее 75 процентов выручки от продаж внешним покупателям (заказчикам).

Если на отчетные сегменты приходится менее 75 процентов выручки от продаж внешним покупателям (заказчикам), то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяет ли каждый из них в отдельности условиям, предусмотренным пунктом 10 настоящего Положения.

15. Если число отчетных сегментов составляет более десяти, организация должна проанализировать возможность объединения отчетных сегментов в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения.

16. Показатели, характеризующие деятельность, не включенную в отчетные сегменты, раскрываются в бухгалтерской отчетности как «Прочие сегменты».

17. При подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в установлении перечня отчетных сегментов.

Если операционный сегмент, выделенный в качестве отчетного в периоде, предшествующем отчетному, в отчетном периоде не соответствует условиям отчетного сегмента, но предполагается, что указанный сегмент будет выделяться как отчетный в будущем, такой сегмент выделяется в качестве отчетного сегмента в отчетном периоде.

Если операционный сегмент впервые стал удовлетворять условиям отчетного сегмента в отчетном периоде, то по нему должна быть представлена также сравнительная информация за предшествующие отчетному периоды, за исключением случаев, когда необходимая информация отсутствует и ее подготовка противоречит требованию рациональности.

IV. Оценка показателей отчетных сегментов

18. Показатели отчетных сегментов, подлежащие раскрытию в соответствии с пунктами 24–27 настоящего Положения, приводятся в оценке, в которой они представляются полномочному лицу организации для принятия решений (по данным управленческого учета).

19. Выручка, расходы, активы и обязательства, относящиеся к двум и более отчетным сегментам, подлежат обоснованному распределению между данными сегментами. Способ распределения выбирается организацией в зависимости от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. Организация должна последовательно применять избранную основу распределения показателей между отчетными сегментами.

Распределенные суммы выручки, расходов включаются в раскрываемый в бухгалтерской отчетности финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента только в том случае, если такие данные включаются в расчет финансового результата (прибыли, убытка) сегмента, используемого полномочным лицом организации для принятия решений.

20. Если полномочное лицо организации для принятия решений использует несколько показателей финансового результата (прибыли, убытка), активов или обязательств отчетного сегмента, исчисленных по различным правилам, то в составе информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности организации указанные показатели приводятся в той оценке, которая наиболее соответствует правилам оценки аналогичных показателей по организации в целом, представляемых в ее бухгалтерской отчетности.

21. Показатели отчетных сегментов, подлежащие раскрытию в соответствии с пунктами 29–30 настоящего Положения, приводятся в оценке, применяемой для отражения в бухгалтерской отчетности аналогичных показателей организации в целом. Указанные показатели отчетных сегментов могут не раскрываться в случае их отсутствия, когда их подготовка противоречит требованию рациональности.

V. Раскрытие информации по отчетным сегментам

22. Организация раскрывает в пояснениях к бухгалтерской отчетности следующую информацию по отчетным сегментам:

общую информацию;

показатели сегментов;

способы оценки показателей сегментов;

сопоставление совокупных показателей сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности организации;

иную информацию, предусмотренную настоящим Положением.

23. В составе общей информации по отчетным сегментам организацией приводится:

описание основы выделения операционных сегментов, признанных отчетными;

случаи объединения операционных сегментов;

продукция, товары, работы, услуги, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также в прочих сегментах.

24. По каждому отчетному сегменту раскрываются следующие показатели:

финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;

общая величина активов на отчетную дату;

общая величина обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочному лицу организации).

25. Организация раскрывает следующие показатели по каждому отчетному сегменту в случае их представления полномочному лицу организации на регулярной основе, независимо от включения таких показателей в расчет финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента:

выручка от продажи внешним покупателям (заказчикам);

подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами;

проценты (дивиденды) к получению;

проценты к уплате;

величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

иные существенные доходы и расходы;

налог на прибыль.

Допускается зачет между показателями «Проценты (дивиденды) к получению» и «Проценты к уплате» в случае, если проценты (дивиденды) к получению составляют большую часть доходов сегмента, и полномочному лицу организации представляется показатель, исчисляемый как проценты (дивиденды) к получению за вычетом процентов к уплате.

26. Организация раскрывает по каждому отчетному сегменту величину внеоборотных активов в случае представления такого показателя полномочному лицу организации на регулярной основе, независимо от включения этого показателя в расчет общей величины активов сегмента.

27. Организация раскрывает следующую информацию об оценке показателей, раскрываемых в отчетности по каждому отчетному сегменту:

порядок учета операций между отчетными сегментами;

характер различий, если они не очевидны из результатов сопоставления, раскрываемых в соответствии с пунктом 28 настоящего Положения, между:

показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения и совокупным показателем прибыли (убытка) отчетных сегментов;

показателями активов и обязательств организации и совокупными показателями активов и обязательств отчетных сегментов;

характер изменений методов оценки показателей, используемых для определения финансового результата (прибыли, убытка) сегмента, в сравнении с предшествующими периодами и влияние таких изменений на финансовые результаты (прибыли, убытки) отчетных сегментов в отчетном периоде;

характер и влияние различного распределения данных между отчетными сегментами в случаях, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми они связаны.

28. Организация раскрывает результаты сопоставления суммарной величины следующих существенных показателей деятельности сегментов, включая прочие сегменты, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации:

суммарной величины выручки всех отчетных сегментов с показателем выручки организации;

суммарной величины показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если организация распределяет на отчетные сегменты налог на прибыль;

суммарной величины активов отчетных сегментов с величиной активов организации;

суммарной величины обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств организации,

суммарной величины каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации.

29. Организация раскрывает выручку от внешних покупателей (заказчиков) по каждому виду продукции, товаров, работ, услуг или однородных групп продукции, товаров, работ, услуг.

30. Организация раскрывает по каждому географическому региону деятельности следующую информацию:

величину выручки от продажи внешним покупателям (заказчикам), в том числе отдельно от продаж в Российской Федерации и от продаж за рубежом;

стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса, в том числе отдельно размещенных на территории Российской Федерации и размещенных за рубежом.

Если величина выручки от продажи внешним покупателям (заказчикам), полученной в отдельной стране, или стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса, размещенных на территории отдельной страны, является существенной, такой показатель раскрывается обособленно.

При этом организация должна раскрыть правила отнесения выручки от продажи внешним покупателям (заказчикам) к отдельным странам.

Организация раскрывает следующую информацию о покупателях (заказчиках), выручка от продажи которым составляет не менее 10 процентов общей выручки организации от продажи внешним покупателям (заказчикам):

наименование покупателя (заказчика);

общая величина выручки, полученной от такого покупателя (заказчика);

наименование отчетного сегмента или сегментов, к которым относится данная выручка.

31. При изменении в отчетном периоде структуры отчетных сегментов сравнительная информация за периоды, предшествующие отчетному, должна быть пересчитана в соответствии с новой структурой сегментов, за исключением случаев, когда такая информация отсутствует и такой пересчет противоречит требованию рациональности. При этом подлежит пересчету сравнительная информация по каждому показателю сегмента.

Случаи пересчета (невозможности такого пересчета) подлежат раскрытию в составе информации по отчетным сегментам.

Если соответствующая информация не пересчитана в соответствии с новой структурой отчетных сегментов, информация по сегментам за отчетный период должна быть представлена в разрезе как прежней, так и новой структуры сегментов.