Участие в общем собрании ООО через представителя

| консультации | печать

Участник ООО не будет присутствовать на предстоящем общем собрании общества. Может ли он выдать доверенность своему супругу на право участия в собрании и представления его интересов? Имеет ли такой представитель голос при обсуждении вопросов и принятии общим собранием решений?

Обратимся к ст. 37 Федерального закона от 08.12.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), устанавливающей порядок проведения общего собрания участников общества.

В пункте 2 названной статьи, в частности, предусмотрено, что участники ООО вправе участвовать в общем собрании лично или через своих представителей, которые должны предъявить документы, подтверждающие их надлежащие полномочия. Доверенность представителя участника содержит сведения о представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и оформляется в соответствии с п. 4 и 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверяется нотариально.

Согласно п. 4 ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

Как видим, целевое использование указанных в приведенном положении доверенностей ограничено получением определенных денежных сумм и корреспонденции. Однако п. 2 ст. 37 Закона об ООО расширяет сферу применения доверенностей, удостоверенных субъектами, поименованными в п. 4 ст. 185 ГК РФ. Таким образом, полномочия представителя участника ООО на участие в общем собрании общества могут подтверждаться доверенностью, удостоверенной организацией, в которой участник работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

В пункте 5 ст. 185 ГК РФ предусмотрено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью руководителя или иного лица, уполномоченного его учредительными документами, с приложением печати организации. Данное положение применимо, когда участник является юридическим лицом.

По нашему мнению, доверенность на право участия представителя участника в общем собрании общества целесообразно удостоверить нотариально. Дело в том, что приведенные положения п. 4 ст. 185 ГК РФ носят общий характер и при их применении могут возникать вопросы, ответы на которые не будут однозначными. Например, учитывая положения Жилищного кодекса РФ, можно только предполагать, какие именно юридические лица в целях применения данного пункта подпадают под понятие «жилищно-эксплуатационная организация». Поэтому при удостоверении доверенности в порядке п. 4 ст. 185 Гражданского кодекса РФ существует риск оспаривания полномочий представителя другими участниками.

Теперь о содержании доверенности. Из пункта 2 ст. 37 Закона об ООО следует, что доверенность, выданная участником своему представителю, должна подтверждать именно полномочия на участие данного представителя в общем собрании участников конкретного общества от имени доверителя. Если такие полномочия однозначно не подтверждаются доверенностью, участие участника через своего представителя в общем собрании может быть оспорено. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (Определение ВАС РФ от 13.02.2009 № 1041/09). Из дела, которое рассматривали высшие арбитры, следует, что в ООО было проведено общее собрание, в котором, в частности, участвовали представители участников — юридических лиц. В доверенностях представителей говорилось, что они уполномочены представлять интересы компаний как участников общества во всех государственных, общественных и частных предприятиях и учреждениях. Другие участники ООО оспорили участие представителей в общем собрании по мотиву наличия у них ненадлежащих доверенностей. Суды трех инстанций согласились с этим, отметив, что такие доверенности не дают права на участие в управлении обществом, в том числе права на участие в общем собрании с правом голосования по всем вопросам, включенным в повестку дня. ВАС РФ не нашел оснований для передачи дела в надзорную инстанцию.

Законодательство не ограничивает потенциальный круг представителей участников ООО степенью родства. Следовательно, таким представителем может быть и супруг участника общества, обладающий полной дееспособностью. Статья 37 и иные положения Закона об ООО не ограничивают объем прав участников, которые они могут осуществлять через своих представителей на общем собрании. Это касается и права на голосование при принятии решений по всем обсуждающимся вопросам. При учете мнения представителя следует исходить из числа голосов, которым обладает участник.