Кремлёвский силикон

(или куда пойдут триллионы)
| статьи | печать

Президент России Дмитрий Медведев принял решение о создании инновационного центра в Сколково. В инновации, кроме бюджетных средств, планируется дополнительно привлечь 620 млрд рублей. Ранее министр финансов А. Кудрин утверждал, что для проведения быстрой модернизации понадобилось бы увеличить ежегодный объём инвестиций в основные фонды с 8 до 14 трлн рублей. Однако, по его мнению, не может быть и речи о накачке экономики деньгами, что вовсе не отменяет необходимость модернизации. Стать своего рода гарантом миллиардов частных инвестиций, заявив при этом бизнесу, что «такого рода проекты могут завершиться результатом, а могут и не завершиться», предложил президенту страны глава «Роснано» А.Чубайс. По словам первого замглавы президентской администрации Владислава Суркова, финансирование проекта уже началось. Об ответственности перед бюджетными триллионами россиян не говорят. А ведь модернизация по определению мероприятие долгосрочное и, следовательно, весьма затратное.

Куда идёт король – большой секрет

Из ранее представленных данных аналитического центра еженедельника «ЭКОНОМИКА и ЖИЗНЬ» следует, что более чем две трети читателей не верят в способность России в ближайшие годы самостоятельно достичь успеха на пути экономической модернизации. В рамках столь актуальной и, без преувеличения, судьбоносной темы, центр продолжил опросы читателей. Оказалось, что-что, а ценить деньги россияне уже научились – по мнению подавляющего большинства (около 90%), недопустимо приступать к проектам стоимостью в сотни миллиардов и триллионы рублей с учётом положительного мирового опыта, но без уверенности в собственном успехе.

И дело не только в приведённой выше примечательной фразе Анатолия Чубайса. Самое время спросить, всё ли и так ли задумано и выполняется? Видимо, не случайно, корпорация, которая, по замыслу её создателей должна была находиться на самом острие столь желаемых инновационных технологий, сыграет сомнительно почётную роль первой госкомпании, прекратившей своё короткое существование в нынешнем виде и преобразованной по президентскому решению. Значит, не всё «окей» не только на нано-, но и на макроуровне?!

Российскому обществу (более 80% ответов) действительно неведомы основные положения национальной программы инновационного развития и модернизации российской экономики. Иными словами, те, чей интеллект, способности и другие достоинства есть важнейшее условие достижения искомого результата, – ни сном, ни духом не ведают «что? где? когда?». А потому всего лишь провозглашённое «сверху» решение создать подмосковную «Силиконовую долину» с предполагаемыми региональными филиалами и отделениями, весьма далеко от утверждения: «Наши цели ясны, задачи определены – за работу, товарищи!».

Подобный вывод подтверждают сообщения о разработке проектов программ модернизации либеральным клубом «Единой России», Алексеем Явлинским и Борисом Титовым, варианте «социалистической модернизации» от коммунистов. Как образно подметил бывший лидер «Яблока», модернизация — это не новые лампочки вкручивать.

Для управления инноградом в Сколково вместо мэрии задуман некоммерческий фонд. Причём отсутствие программы всеобщей модернизации не мешает активно формировать смету затрат и озвучивать возможные льготы сколковцам – будущим передовикам инновационного производства. По сообщениям СМИ, фонду и его «дочкам» предоставят бессрочный льготный налоговый режим, а участникам – каникулы на 7-10 лет (освобождение от налогов на прибыль, имущество, землю, транспорт, НДС), бюджетное софинансирование и почти эксклюзивное (без тендера) право производить продукцию в рамках госзаказа. И это далеко не полный перечень опций для избранных, которых отберёт комиссия при президенте.

Но будет ли доступен и востребован большинством народа произведённый «эксклюзив»? В советские времена говорили, что «Москва – это город, совсем не похожий на другие наши города». Теперь говорят, «Москва – это государство в государстве». Причём между российской столицей и другими городами и весями Отечества – «дистанция огромного размера». Ещё два-три региона, богатых экспортируемым сырьём, да пытающийся стать российским Детройтом город на Неве – сути дела не меняют: экономические, социальные, инфраструктурные и прочие различия ставят в повестку дня, прежде всего, проблему скорейшего достижения на всей территории хотя бы минимально достойного уровня и качества жизни россиян. Только затем возможна (опять же повсеместная – не локальная!) модернизация в том стратегическом смысле, который вложил президент: среды обитания и условий жизни многих десятков миллионов граждан – во все времена реальной и единственной движущей силы развития любого общества.

А пока высокопоставленные чиновники поражают воображение обывателя. По словам главы кремлёвской администрации Cергея Нарышкина, к 2020 году в российской экономике доля отраслей высоких технологий составит около 20%, производительность труда увеличится в 2,5 – 5 раз. При этом средняя продолжительность жизни составит 75 лет, т.е. у мужчин возрастёт не менее чем на 15 лет (с нынешних 60-ти), а среднемесячная зарплата достигнет 2700 долларов. Но как и почему это произойдёт – великое «ноу-хау» «Стратегии-2020».

Вавилон-Инвест

Судя по ответам, непосредственные участники грандиозного «проекта века» окажутся в «шоколаде»: ранее выявленное абсолютное большинство опрошенных считает, что сотни миллиардов и триллионы рублей будут успешно освоены, повысив в первую очередь благосостояние чиновников-кураторов. Порядка 60% прочат прибыль компаниям, участвующим в проекте. Верят в начало модернизации отечественной экономики и перспективы производства продукции высоких технологий – 10%. Не теряют надежды на подъём уровня фундаментальной и прикладной науки или, по крайней мере, верят, что средства будут израсходованы общественно полезно – 5%. Но никто не предвидит в ближайшее время востребованность российских инноваций внутри страны

Примечательно, что под аккомпанемент модернизационных призывов отечественный бизнес активно вывозит капиталы. В 2009 (кризисном!) году их чистый отток из страны составил 56,9 млрд долл. при практически удвоившемся числе российских миллиардеров. По предварительным расчётам ЦБ РФ, в 1-м квартале текущего года невозвращение валютной выручки составило 12,9 млрд долл. Спрашивается, почему иностранные инвесторы должны идти в Россию, если доморощенные предприниматели вкладываются в другие экономики?

Ещё один тревожный показатель – ответы на вопрос «что означает наличие двух комиссий – при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики и при Правительстве РФ по высоким технологиям и инновациям?». В российском обществе существует устойчивое мнение (от половины до двух третей опрошенных) о договорённостях или борьбе групп влияния, в т. ч. олигархических структур, «двоевластии» (треть респондентов), конкуренции за право управлять денежными потоками (порядка 50%). Вариант ответа, предусматривающий совместное выявление и аккумулирование финансовых, материальных, административных, кадровых и других ресурсов в интересах проекта, не отметил ни один (!) человек.

На сегодняшний день гора родила мышь – решения множатся, создавая иллюзию движения. При этом каждое из них подразумевает девятизначные и более рублёвые суммы, для управления которыми впору создавать корпорацию «Вавилон-Инвест» с топ-менеджерами, по определению на аппетит не жалующимися.

Характерно, что серьёзно не обсуждается и проблема «лишних людей» - неизбежного высвобождения работников вследствие внедрения инновационных технологий и роста производительности труда. Это что, своего рода показатель проработанности модернизационной темы, подтверждающий результаты опроса? Или вероятность того, что проект может не завершиться результатом, и в самом деле близка к достоверности? Тем более, что в сокращении персонала компаний вице-премьер Алексей Кудрин уже сегодня видит один из реальных путей снижения бюджетного дефицита. Но если это так, то где государственно-частная программа поддержки переобучения и переподготовки рабочей силы, повышения мобильности трудовых резервов – на ближайшие годы и длительную перспективу?

Повторим ранее сделанный вывод: успех России начинается с благополучия её граждан – всех и каждого. С нормальных, достойных человека условий жизни. Не с дворцов и роскошных коттеджей для немногих, а с массового жилья для всех категорий граждан. Не с «майбахов» и прочих навороченных авто для избранных, а с недорогих, но современных и безопасных автомобилей для большинства. Не с королевских лобстеров для гурманов, а с обыкновенной, качественной (но гарантированно безвредной!) еды. С эффективной и доступной медицины, которая лечит, а не калечит. С образования, в основе которого не коммерческая выгода, а осознанная потребность и общественный запрос. И так далее.

Надо смотреть правде в глаза: высокий уровень жизни меньшинства (подпитывающийся зачастую именно за счёт невысокого уровня жизни большинства) не должен отвлекать нас от этой ответственной исторической задачи. Без этого «модернизационные потуги» бессмысленны, а офшорно-подмосковный рай для компаний-счастливчиков и нескольких десятков тысяч жителей иннограда рискует войти в российскую историю первой половины 21-го века как самая дорогостоящая «потёмкинская деревня».

Но у власти свои резоны. Выступая в вашингтонском институте Петерсона, помощник Президента Аркадий Дворкович отметил, что под модернизацией «мы понимаем повышение технологического уровня страны, улучшение инвестиционного климата и создание комфортной бизнес-среды»… Что будет происходить в это время с большинством граждан и каковы их интересы в грандиозных проектах, чиновник не говорит…

Итоги

История учит: без упорного, созидательного труда большинства граждан нет и быть не может ни достойной жизни, ни нравственности, ни духовности, ни подчинения закону, ни уважения к прошлому, ни веры в будущее.

Существует лишь один исторически оправданный рецепт излечения российского общества в целом и российской экономики в частности - дать наконец людям возможность много и заинтересованно (на себя!) трудиться.

Общество успешно развивается и имеет перспективу до тех пор, пока производит больше, чем потребляет, а не теряет волю и способность к труду, бессовестно потребляя и беззастенчиво проедая созданное предшественниками и дарованное (всем нам!) Природой.

Государство становится процветающим, если всемерно поощряет стремление каждого к личному благополучию через добросовестный труд и справедливое вознаграждение.

Лидерство страны определяется прежде всего силой авторитета, а не авторитетом силы. Не завоёванными трофеями, а достижениями в науке, экономике, культуре - во благо своего народа, во имя человечества. В первую очередь - качеством жизни собственных граждан.