О применении ст. 367 Таможенного кодекса России

Министерство экономического развития РФ письмо от 27.03.2006 № 17-22/9816
| официальная переписка | печать

В связи с поступающими обращениями из таможенных органов о применении норм ст. 367 ТК России при проведении таможенного контроля после выпуска товаров Управление таможенной инспекции согласовало свою позицию по данному вопросу с Правовым управлением ФТС России и разъясняет следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 361 ТК России после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 ТК России. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 358 ТК России).

Выбор форм таможенного контроля осуществляется с использованием системы управления рисками (п. 2 ст. 358 ТК России). При этом ограничения по количеству и последовательности применения форм таможенного контроля установлены только в отношении таможенной ревизии (п. 2, 5 ст. 376 ТК России).

Проведение проверки достоверности сведений после выпуска товаров может осуществляться таможенными органами с применением одной или нескольких форм таможенного контроля, предусмотренных главой 35 ТК России.

Проверка документов и сведений (ст. 367 ТК России) является одной из форм таможенного контроля, цель которой — установление подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. При этом содержание п. 1 ст. 367 ТК России не ограничивает время проведения проверки только производством таможенного оформления. Проверка может проводиться и при осуществлении таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров.

Пункт 2 ст. 367 ТК России устанавливает, что проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников. К числу таких источников может быть отнесена информация о лицах (ст. 387 ТК России), анализ специальной таможенной статистики (ст. 27 ТК России), результаты обработки сведений с использованием программных средств, а также другие способы, не запрещенные законодательством Российской Федерации, например анализ сведений, полученных на основании ст. 131 ТК России. Перечень лиц, а также категория документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, указаны в том числе и в п. 3, 4 и 5 ст. 363 ТК России.

В соответствии с подп. 1 ст. 403 ТК России к основным функциям таможенных органов отнесено осуществление таможенного контроля, исключительность проведения которого только таможенными органами установлена п. 7 ст. 358 ТК России. ФТС России полагает недопустимым, когда исполнение данных функций, направленных на обеспечение экономической безопасности государства, на создание равных конкурентных условий осуществления предпринимательской деятельности между импортерами и отечественными товаропроизводителями, рассматривается как нарушение законодательства Российской Федерации. Напротив, непринятие мер по проведению таможенного контроля, в том числе и в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров, должно рассматриваться как прямое нарушение законодательства Российской Федерации.

Кроме того, ТК России не ограничивает место проведения таможенного контроля после выпуска товаров местом их таможенного оформления. Проведение проверки документов и сведений после выпуска товаров можно осуществлять по месту государственной регистрации участника ВЭД, где находятся все документы о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица.

Начальник Управления таможенной инспекции
генерал-майор таможенной службы
С. Золотов