О налогообложении дохода от выполнения строительных работ в Турции

Федеральная налоговая служба письмо от 01.06.2009 № 3-5-04/721
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос о порядке налогообложения дохода физического лица от выполнения строительных работ на территории Турецкой Республики и сообщает следующее.

Механизм налогообложения указанного дохода зависит от налогового статуса физического лица, определяемого за налоговый период (календарный год), в котором получен такой доход.

Порядок определения статуса налогового резидента — физического лица предусмотрен Федеральным законом № 137-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2007, и применяется к доходам, полученным после 1 января 2007 года. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Установление факта наличия статуса налогового резидента связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период, т.е. календарный год.

С учетом положений статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), если физическое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации, то объектом налогообложения в России выступают доходы, полученные таким лицом как от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения являются только доходы, полученные от источников в России.

На основании положений подпункта 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относится вознаграждение за выполненную работу в иностранном государстве.

Если физическое лицо будет находиться на территории Российской Федерации более 183 дней в течение соответствующего календарного года, то оно признается налоговым резидентом Российской Федерации в этом налоговом периоде, и его вознаграждение за выполненные работы или оказанные услуги на территории иностранного государства подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации по ставке 13%.

В то же время с учетом положений пункта 1, подпункта с) пункта 2 и подпункта а) пункта 3 статьи 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.12.1997 (далее — Соглашение) доходы налогового резидента России, получаемые от выполнения работ на существующей более 18 месяцев российской строительной площадке на территории Турции, могут облагаться налогом в Турции.

Данное положение означает, что Турецкая Республика вправе применить нормы своего внутреннего налогового законодательства к указанным доходам налогового резидента России.

Статьей 22 Соглашения предусмотрено, что если налоговый резидент России получает доход в Турции, который в соответствии с положениями Соглашения может облагаться налогом в Турецкой Республике, сумма налога на такой доход, уплаченная в Турции, будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в Российской Федерации. Тем самым устраняется двойное налогообложение.

Об указанном доходе и об уплаченном за пределами России налоге на основании положений подпункта 3 пункта 1 статьи 228 и пункта 1 статьи 229 Кодекса подается налоговая декларация, представляемая в налоговый орган по месту жительства физического лица в России в срок до 30 апреля года, следующего за календарным годом, в котором такой доход был получен.

В случае если физическое лицо не будет признано налоговым резидентом Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде, то его доходы от источников в иностранном государстве налогообложению в России не подлежат.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3-ГО КЛАССА
Е. ВЕЧКО